Приведенный доклад был представлен на слушаниях Нью-Йоркской Комиссии по расследованию военных преступлений 11 мая 1991 г.
Я хотел бы дать свидетельские показания о "Дороге смерти". Это две трассы в Кувейте, устланные останками 2 тысяч искореженных иракских военных автомашин, а также десятками тысяч обуглившихся и изуродованных тел иракских солдат, которые отступали из Кувейта 26 и 27 февраля 1991 г., выполняя резолюции ООН.
Авиация США поймала в ловушку длинные колонны, выведя из строя первые и замыкающие грузовики, и затем бомбила образовавшуюся пробку несколько часов подряд. "Это было похоже на забой рыбы в бочке", — сказал позже один из пилотов американских ВВС. Ужас застыл там навеки.
"На протяжении всей внутренней дороги в Басру миля за милей тянутся остатки сожженной, разбитой и искореженной техники — танки, БТРы, автомобили, пожарные машины" - так рассказывал журнал "Тайм" (Тime) 18 марта 1991 г. "На 60-ти милях прибрежной дороги под солнцем застыли в ужасающей неподвижности части иракской армии, выжженные скелеты машин и людей — черные и ужасные" (11 марта 1991 г., Los Angeles Times). Остались в живых и сдались в плен 450 человек, уцелевшие после бомбежки дальнего конца дороги, а вот на 60 милях прибрежной дороги такого не произошло. Там, на каждой из этих 60 миль все грузовики были расстреляны или разбомблены, все стекла выбиты, все танки сожжены, все грузовики изрешечены следами от снарядов. Никто не мог выжить. Кабины водителей от бомбежки вдавлены в землю, и невозможно увидеть — есть там водители или нет. Стекла оплавились, огромные танки превратились в груды металла.
"Даже во Вьетнаме я не видел ничего подобного; это душераздирающее зрелище", — сказал майор Боб Наджет (Bob Nuget), офицер разведки. Эта подлая бойня, это расистское массовое убийство тысяч арабов произошло именно тогда, когда спикер Белого Дома Марлин Фицуотер (Marlin Fitzwater) пообещал, что США и их партнеры по коалиции не будут атаковать иракские военные силы, покидающие Кувейт. Это без сомнения одно из самых гнусных военных преступлений в современной истории.
Иракские военные силы не были вытеснены из Кувейта частями США, как утверждает администрация Буша. Это был даже не отходной маневр, чтобы затем перегруппироваться и напасть снова. Они на самом деле просто отступали, они возвращались домой, подчиняясь приказу из Багдада, объявившего, что это выполняется Резолюции ООН № 660, и что они покидают Кувейт. В 5.35 дня по местному времени радио Багдада объявило, что иракский министр иностранных дел принял предложение Советского Союза о прекращении огня и издал приказ для иракской армии отступить на позиции, занимаемые до 2 августа 1990 г. в соответствии с резолюцией № 660. Президент Буш немедленно откликнулся из Белого Дома и (через спикера) передал, что "нет оснований предполагать, что иракская армия уйдет из Кувейта. На самом деле иракская армия продолжает сражаться. И мы настроены войну довести до победного конца". На следующий день (26.02.1991) Садам Хусейн объявил по Иракскому радио, что иракские войска действительно начали отступать, и что они покинут территорию Кувейта к концу того же дня. И снова Буш заявил, что заявление Хусейна — это не что иное, как "оскорбительная и грубая ложь".
Кувейтцы утверждают, что отступление иракских войск действительно началось днем 26 февраля 1991 г., и радио Багдада объявило в 2.00 утра по местному времени, что правительство приказало вывести свои войска.
Уничтожение отступающих иракских солдат — это нарушение Женевской конвенции от 1949 г. (статья 3), по которой преследование солдат, не участвующих в битве, объявляется вне закона. С точки зрения администрации Буша, иракские войска отступали, чтобы восстановить силы и снова начать наступление. Такое утверждение было единственной возможностью администрации Буша оставить устроенную ими бойню в рамках международных законов. Но именно это утверждение и было явной ложью. Войска уходили из Кувейта, прекращали боевые действия, подчиняясь прямому указу из Багдада, гласившему, что война закончилась, что Ирак выходит из войны и подчиняется резолюциям ООН. Атаковать возвращающихся домой солдат в этих условиях — это военное преступление.
Ирак принял резолюцию ООН № 660 и предложил вывести свои войска из Кувейта при посредничестве СССР 21 февраля 1991 года. Утверждение Буша 27.02.1991 г. о том, что оставшиеся иракские солдаты не получат никакой пощады, противоречило даже американскому боевому уставу 1956 г. В 1907 г. Гаагская конвенция, регулирующая ведение войны на чужой территории, также объявляла вне закона все заявления об отсутствии пощады отступающим войскам. А 26 февраля 1991 года журнал "Провиденс Джорнэл" (Providence Journal ) привел слова Рэндалла Ричарда (Randall Richard), пишущего прямо с борта американского авианосца "Одинокий Рэйнджер" (Lone Ranger):
"...Сегодня воздушные удары по отступающим иракским войскам наносились с этого авианосца так лихорадочно, что даже пилоты говорили, что им ставили любые бомбы, которые были ближе всего к летной палубе. Расчеты техников, работавшие до изнеможения на борту авианосца, иногда отказывались от необходимых реактивных снарядов, так как было слишком долго их грузить...."
Репортер Морин Дауд (Maureen Dowd) из "Нью-Йорк Таймс" (New York Тimes): "Ирак проиграл, но Буш решил, что лучше поставить на жестокую и пусть даже непопулярную наземную операцию, чем допустить иной выход: "сырой" договор Советов и Ирака, который мировая общественность воспримет терпимо". В двух словах, вместо того, чтобы принять предложение Ирака о капитуляции и отводе войск, Буш и его "ястребы" решили просто убить столько иракцев, сколько смогут, пока есть шанс. В статье газеты "Ньюсуик" (Newsweek), озаглавленной "Солдат совести" (11 марта 1991 г.) и рассказывающей о [тогдашнем командующем американскими войсками в Персидском заливе] Нормане Шварцкопфе (Norman Schwarzkopf), отмечалось, что до начала наземной операции генерал волновался только о том, "как долго мировая общественность будет стоять в стороне и наблюдать за тем, как США превращает Ирак в сущий ад, когда [Америке] скажут "Ну все, хватит!". Ему [Шварцкопфу] не терпелось отправить наземный десант в Кувейт, чтобы закончить дело". Поводом к уничтожению иракских солдат было желание США вывести из строя иракскую технику. Но на самом деле цель была помешать иракской армии вообще вывести войска. Колин Пауэлл (Colin Powell) (во время проведения этой операции он был главой Объединенного Комитета Начальников Штабов (1989-1993) — прим.ред) еще до начала войны заметил, что иракские солдаты шли в Кувейт на смерть. Рик Аткинсон (Rick Atkinson) из "Вашингтон Пост" (Washington Post) доказывал, что "петля вокруг иракской армии" была затянута настолько туго, что "избежать этого они не могли" (27.02.1991). Всё говорит о том, что это была не война, а бойня.
Были также свидетельства о палестинском и иракском гражданском населении среди отступавших. Как писали в журнале "Тайм" (18 марта 1991 г.), под бомбы попали не только военная техника, но и автомобили, автобусы, гражданские грузовики. Во многих грузовиках сидели палестинские семьи со своими пожитками. Но США в своем расследовании попытались представить сгоревшие вещи как свидетельство мародерства иракских военных при отступлении из Кувейта. Атаки гражданского населения специально запрещены Женевскими соглашениями и Конвенцией 1977 года.
Как все происходило на самом деле? 26 февраля 1991 г. Ирак объявил, что по договоренности с СССР он выводит свои войска из Кувейта. Как утверждали кувейтские свидетели (Washington Post, 11.03.1991 г.), отступление пошло по двум трассам и было в полном разгаре к вечеру. Около полуночи начались первые бомбежки американскими ВВС. Сотни иракцев выпрыгивали из машин и грузовиков, ища убежище. Американские пилоты брали на борт любые ближайшие к самолету бомбы, начиная от кассетных и заканчивая 500-фунтовыми бомбами. Вы можете себе это представить на машине или грузовике? Авиация США продолжала сбрасывать бомбы до тех пор, пока в живых не осталось ни одного иракца. В воздухе над дорогой было столько самолетов, что возникла настоящая воздушная "пробка", и диспетчеры полетов опасались столкновений в воздухе.
Жертвы и не пытались сопротивляться. Их не отбивали в жестокой схватке, они не хотели перегруппироваться, чтобы затеять еще одну битву. Они просто сидели как куры — по словам Фрэнка Свиггерта (Frank Swiggert), командира эскадрильи бомбардировщиков. Как утверждает статья в "Вашингтон Пост" (11.03.1991), озаглавленная "США пытаются замаскировать Дорогу Смерти", американское правительство сделало все, чтобы скрыть это военное преступление от населения своей страны и мира в целом. Мощная пропагандистская кампания по операции США в Кувейте была проведена американским Центральным управлением в Эр-Рияде (как говорится в той же статье в "Вашингтон Пост"). Оно настаивало на версии, что колонны иракской техники были вовлечены в "классическое танковое сражение", вызывая предположение, что они пытались ответить на удары с воздуха, или что у них вообще была возможность сделать это. Правда заключается в том, что это была безответная бойня десятков тысяч человек, у которых не было возможности защитить себя.
"Вашингтон Пост" также сообщала, что командование Центрального Управления в Эр-Рияде было обеспокоено тем, что население понимало, что иракские войска уходили добровольно, а американцы жестоко разбомбили их — и это было правдой. "Вашингтон Пост" утверждает, что американское правительство преуменьшает очевидность того факта, что иракские войска на самом деле покидали Кувейт.
Армейское командование США представило журналистам тщательную, но недостоверную картину тех быстро сменяющих друг друга событий. Главная идея — показать, что отступление иракских войск было вызвано сильным военным давлением союзников. Помните, Буш пришел в Роуз-Гарден и сказал, что он не примет отступления Саддама Хусейна. Это было частью плана, и он был в этом замешан. За заявлением Буша тут же последовала телевизионная встреча с военными в Саудовской Аравии, на которой те объясняли, что иракские войска не отступают, а что их просто вытесняют с поля боя. На самом же деле десятки тысяч иракских солдат начали двигаться в направлении границы за 36 часов до того, как войска союзных держав достигли столицы — Кувейт Сити. И они не начинали немедленное отступление якобы под давлением союзнических танковых и пехотных частей, которые были очень далеко от Кувейт-Сити.
Эта изначально вводящая в заблуждение кампания о кувейтской военной операции и военном преступлении (чем эта операция и являлась на самом деле), эта манипуляция средствами массовой информации с целью обмануть общественность и скрыть эту бойню от всего мира стала также нарушением Первой Поправки Конституции США, права людей знать.
Джойс Чидьяк
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/48341-n/
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.