Особенности эстонских национальных выборов

Бойкот выборов по-эстонски

Недавно в Эстонии при весьма любопытных обстоятельствах и совершенно неожиданно даже для самих эстонцев появилась новый президент — Керсти Кальюлайд. О национальных особенностях президентских выборов в Эстонии и положении этой страны в мире Pravda. Ru рассказал эстонский журналист, кинодокументалист, директор телеканала TVN Олег Беседин.

— Нового президента Эстонии избрали только после нескольких попыток. Почему такая длинная сага, что это означает?

— Действительно, наша страна обрела президента после долгих мытарств, которые были до этого. Дело в том, что в Эстонии президента выбирает не народ, как это принято в России. У нас есть двухсистемная вещь: выбирает либо парламент, либо специальное собрание, куда входят 335 человек, из которых 101 — депутаты парламента, а остальные — делегаты из разных местностей, старейшины.

Они собираются в Театре Эстонии, и начинается голосование, которое проходит в два тура, если сразу не определяется победитель. В первом туре участвовало пять кандидатов, среди которых были два основных претендента. Но после того как никто из них не набрал нужного количества голосов, более 50 процентов, чтобы победить в первом туре, - оба сказали, что больше в президентской гонке участвовать не будут.

Поэтому надо было выбирать из других кандидатов, и оставалось буквально четыре дня для того, чтобы кто-то из граждан Эстонии мог подать заявку на место президента. Керсти Кальюлайд уже давно несколько раз предлагали стать президентом, но она почему-то отказывалась. Она вообще достаточно известна в международных политических кругах, но среди простого населения Эстонии ее очень мало знают.

Она не была обозначена какими-то политическими заявлениями, ее не было видно в политике. Ее уже приглашали в разные партии, но она отказывалась, хотя даже предлагали в 2012 году пост руководителя одной противорусской, чисто эстонской партии. Теперь Керсти Кальюлайд сама подала заявку и стала кандидатом в президенты. Причем на этот раз она единственная подала такую заявку. Ей удалось за короткий срок переговорить со всеми парламентариями, с членами парламента, и большинство парламентариев за нее проголосовало.

— В России бытует мнение, что Эстония не самостоятельное государство, а управляется извне. Вы согласны с такой оценкой?

— Это потому, что наш президент, который было до этого два срока, Хендрик Ильвес — человек, имеющий американское гражданство, работающий достаточно большой отрезок своей жизни на Центральное разведывательное управление. Еще в советское время он жил в Швеции и был нашим коллегой-журналистом, вел передачи из Швеции на эстонском языке на советскую территорию, давая американскую пропаганду.

Поэтому бытовало такое мнение, что наша страна — это сателлит США. Многие даже говорили, что мы — 52-й штат. И, действительно, у нас во многом заправляют американцы. Их очень много задействовано в нашей политике, в экономике, да и в военных делах, ведь мы же входим в систему НАТО.

— Бывший министр иностранных дел, кандидат в президенты Марина Кальюранд не скрывала, что намерена продолжать такой же проамериканский курс. Именно она фактически была кандидатом от Вашингтона. Почему она провалилась?

— Кандидатов в президенты у нас выдвигают партии. И Партия реформ, где она состояла, выдвинула Сима Калласа. Он является создателем этой партии и очень много для нее сделал. Тогда Кальюранд оставила пост министра иностранных дел и пошла как независимый кандидат на пост президента.

Сразу в прессе очень много говорилось о ней. Очень многие думали, что она станет президентом. Но за последние полторы недели, видимо, оппонентами произошел сброс определенных компроматов. Выяснилось, что у нее русские корни, а президент Эстонии не может иметь русских корней. Хотя исторически, наверное, в каждом эстонце течет и русская, и татарская, и вообще не понятно какая кровь. Потом вышла большая статья о том, что дедушка Марины Кальюранд служил в 20-й дивизии СС.

С одной стороны, многие эстонцы воодушевились, что вроде бы она не русская, а своя. Потому что большое количество людей — порядка 75 тысяч — служило в дивизии СС. С другой стороны, большинство все-таки посчитало, что для Кальюранд это сыграло лучшую роль. То есть сами эстонцы ее в основном осудили, хотя многие начали говорить, что внучка не может отвечать за действия своего деда.

— На коллегии выборщиков 60 бюллетеней оказались незаполненными. О чем это говорит, с вашей точки зрения?

— Это говорит о том, что люди приехали и таким образом проявили протест. Они посчитали, что никто из тех, кто выставил свои кандидатуры, не может быть президентом. В то же время там еще одна очень интересная вещь произошла.

Вторая большая партия у нас — Центристская партия Эстонии, она как бы борется за права и эстонцев, и русских. От их партии есть очень много русскоязычных депутатов в парламенте. Так вот, несколько человек из этой партии проголосовали против своего же кандидата, они отдали свой голос за Партию реформ.

После подсчета бюллетеней разразился скандал, потому что сам лидер Партии центристов, которому она выделила 30 тысяч евро как кандидату в президенты, голосовал за своего конкурента — против себя! Я встречался с этим самым лидером, сейчас в Центристской партии происходит раскол.

— Как вы можете охарактеризовать вашего нового президента? Каковы ее первые шаги и заявления?

Президент Керсти Кальюлайд действительно больше отвечает интересам Европы, нежели Америки, потому что она 12 лет отработала в Люксембурге, получала европейскую зарплату. Сейчас, получив пост президента, она во многом даже теряет, в том числе в зарплате. Сразу после избрания она сказала, что очень хорошо относится к русским.

Керсти сама говорит на русском языке, что удивительно, мы давно не слышали от президента русской речи, десять лет как минимум. Она готова общаться с жителями страны на том языке, на котором они думают. А у нас проживает очень много русских, то есть она готова говорить и на русском языке.

И в других вопросах у нее гораздо лучшая риторика, чем до этого была у прошлого президента Хендрика Ильвеса. Он был действительно очень категоричен, у него были явные русофобские настроения, он воспринимал русских как людей второго сорта. Я все-таки надеюсь, что наша система выборов дойдет до того, что народ будет выбирать президента.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Обсудить