Как нам быть с неизбежными мыслями о смерти?

"Гроботерапия" развеет дурные мысли?

Чем ближе к 21-му декабря, тем популярнее разговоры о "конце света". Находятся и "креативные решения": так, владелец одного похоронного бюро предлагает всем желающим… полежать в гробу, чтобы примириться с тем, чего нам всем не миновать — кому раньше, кому позже. И он не первый — еще древние римляне предупреждали: memento mori (помни о смерти).

Оригинальное решение предложил владелец фирмы ритуальных услуг, находящейся в Трускавце Львовской области на Украине. "Гробовых дел мастер" предлагает каждому желающему за скромную мзду в 25 долларов провести "боевые испытания" изделия, которое может стать его последним пристанищем. Тем более, что гробы очень стильные: они украшены кружевами, снабжены мягкими атласными подушками — так сказать, все для комфорта клиента.

Читайте также: Конец света по-русски. Главное — постричься

Услуга пользуется немалой популярностью. Тем более, что проводится такой "психотренинг" не под традиционный похоронный марш Шопена, а под запись пения лесных птиц, звуков дождя, водопада. Так что отважившиеся полежать в гробу могут не только испытать острые ощущения, но и неплохо расслабиться в лучших традициях психотерапевтических методик.

Впрочем, у некоторых сограждан сеанс "гроботерапии" вызывает ужас. То ли из суеверных соображений, то ли из-за всеобщего страха перед смертью.

Бояться смерти вполне естественно. Расхожим выражением, влагаемым в уста героев войны в книгах и фильмах является фраза: "Смерти не боятся только дураки". Правда, после этого обычно добавляется: "Но те, кто не трус — учатся преодолевать свой страх".

И пока реальный, а не надуманный конец света не наступил, смерть в мире присутствует. Избежать ее невозможно, хотя поиски средства вечной молодости ведутся с незапамятных времен. В средние века надежды возлагали на "философский камень", ныне его заменили стволовые клетки и прочие нанотехнологии, но заметного эффекта пока не чувствуется.

Современная культура всячески избегает напоминания человеку о грядущем конце. Даже нынешние разговоры об "апокалипсисе" предельно абстрагированы и неконкретны. Одновременно, наряду с паникой, в нас вселяют надежду: дескать, построишь себе бункер, накупишь свечек и запасешь дров — и апокалипсические беды обойдут тебя стороной.

Возьмем фильмы о войне или детективы о расследовании преступлений. Казалось бы, там тоже немало трупов. Но ленты сняты так, что зритель всегда чувствует отстраненность от происходящего. Сотня человек на экране погибла — ну и что? А я с комфортом на это посмотрел — и ничего, живой.

Апофеоза такой подход достиг в компьютерных играх, где у игрока в запасе есть несколько "дополнительных жизней" и возможность сохранить игру, пройдя неудавшийся квест сначала. "Стрелялку" всегда можно начать заново — в отличие от жизни настоящей, которая дается всего один раз и сразу пишется набело, без черновиков. Game over в реальности означает лишь одно — последний путь на кладбище.

А ведь не зря еще древние римляне говорили: memento mori - "помни о смерти". Однако выводы из этого во все времена делались разные. Кто-то, помня, что жизнь когда-нибудь кончится, старается брать от нее "все". "Если мертвые совсем не воскресают … для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?… Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1Кор.15:29-32).

Читайте также: "Презумпция согласия". Не забудь умереть!

К чему приводит такой подход — догадаться нетрудно. Лучше всего его характеризует выражение "идти по трупам" — хотя, к счастью, жертвы носителей подобных идей не всегда расстаются с жизнью.

Впрочем, ставить знак равенства между атеизмом и аморальностью неправильно. И неверующие люди могут быть весьма нравственными. а с точки зрения христианства, перед лицом Бога их нравственность даже выше, чем у верующих, которые выполняют заповеди из корысти — страха ада или надежды на рай, а не из-за того, что по-другому поступить не могут. Между тем, добродетельные атеисты тоже не надеются на загробное воздаяние, что и роднит их с "сынами".

Война тоже становится для многих лакмусовой бумажкой, проверкой на лучшие качества души. В том числе — на готовность пожертвовать жизнью. Замечательно о таком настрое поется в песне известного барда Александра Розенбаума "Камикадзе":

Рвутся нервы на пределе,

Погибать — так за идею,

И вхожу я в свой последний вираж…

 

Не добраться им до порта,

Вот и все, касаюсь борта,

И в расширенных зрачках отражен

Весь мой долгий путь до цели,

Той, которая в прицеле,

Мне взрываться за других есть резон.

 

Есть резон своим полетом

Вынуть душу из кого-то

И в кого-то свою душу вложить.

Есть резон дойти до цели,

Той, которая в прицеле,

Да потому что остальным надо жить.

Действительно, готовность пожертвовать жизнью для спасения жизни других — величайшая добродетель. Недаром в Евангелии говорится: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13). Конечно, не все имеют возможность сделать это так ярко и в один миг — как те, кто совершал воздушный таран, бросался на амбразуру, подрывал себя вместе с врагами последней гранатой.

Читайте также: Лики войны: 17 раз похороненный…

Но ведь и просто посвятить свою жизнь любви, заботе — это та же жертва, только растянутая по времени. Немало пожилых людей, испуская последний вздох, продолжают давать последние, исполненные нежной заботливости, советы, чтобы детям и внукам стало хоть чуточку легче.

Такие люди могут найти подходящий ответ даже на поучительную евангельскую притчу:

"У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк:12:16-20)

Так вот, ответ: достанется это добро потомкам. Если, конечно, человек видел смысл своей жизни в любви, которая неразделима с самопожертвованием, а не в эгоистическом самоудовлетворении.

Но как быть, если жертва кажется бессмысленной по причине того, что жертвовать просто некому? История знает ситуации массовой гибели не только семей, но и целых городов, и даже народов. Такое случалось во время опустошительных эпидемий в Средние века или геноцида времени Нового. Ну, а "апокалипсис", понимаемый как глобальная катастрофа, тотальная гибель жизни на Земле — это логически завершенный пример такого варианта. Так неужели жизнь человека, посвященная любви к ближним, в таком случае прожита даром?

Читайте также: Россияне очень хотят стать добрее

Что ж, здесь проходит предел моральной мотивации внерелигиозных нравственных систем. И выход их этого тупика может быть только один. Пожалуй, лучше всего привести в этой связи слова одной знакомой автора статьи из ее блога — и перестать наполняться парализующим страхом при упоминании древнеримского memento mori:

— Не обязательно быть верующим человеком, чтобы подойти к границе жизни мудрым и спокойным. Если я не ошибаюсь, тот же Хайдеггер был скорее атеистом, чем верующим. Как справедливо заметил один мой братишка, от смерти убегать бессмысленно. Она все равно догонит. И лучше встретить ее лицом к лицу, чем получить мечом в спину.

А в советское время в школе изучалась повесть Николая Островского "Как закалялась сталь". В ней есть такие строки:

— Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.

Воистину достойный вывод из древнеримской поговорки насчет памятования о смерти!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить