В космическое путешествие отправят ДНК

Одним из вариантов обойти все грозящие потенциальным астронавтам опасности межзвездного путешествия является отправка в космос ДНК вместо людей. Коре Тель и ее коллегам из Университета Цюриха (Швейцария) удалось выяснить, что генный материал способен спокойно перенести перелет на орбиту и оставаться в активном состоянии после возвращения на Землю.

В рамках эксперимента, который получил название DARE (в переводе с английского это означает "отважиться"), или DNA atmospheric re-entry experiment ("Эксперимент по повторному входу ДНК в атмосферу"), ученые поместили три образца плазмид — небольших двухцепочных нехромосомных молекул ДНК — в специальный жидкий раствор и разместили их в разных частях обшивки корпуса суборбитальной ракеты Texus-49, запущенной с европейского полигона Эсрейндж в Кируна (Швеция). Образцы были помечены флуоресцентными маркерами и антибиотиками.

После 13-минутного полета на высоту 270 километров ракета вернулась обратно. За это время ей пришлось "пережить" различные экстремальные условия, в том числе и повышение температуры до тысячи градусов по Цельсию. По возвращении исследователи рассчитывали обнаружить лишь биомаркеры, то есть остатки органических материалов, которые обычно указывают на наличие жизни. Однако ДНК осталась совершенно целой и прекрасно функционировала, сохранив устойчивость к антибиотикам и передавая генетическую информацию бактериям и клеткам соединительной ткани. Также маркированные гены сохранили способность к экспрессии, связанной с кодированием светящегося белка.

Казалось бы, какие заманчивые перспективы перед нами открываются! Ведь наши ДНК, в отличие от людей, оказались куда более выносливы и не станут страдать от перепадов температуры и прочих вредных условий, а значит, можно создавать колонии на Марсе и ближайших планетах. Кстати, несколько лет назад компания rSPACE LLC уже предложила всем желающим отправить на околоземную орбиту образцы ДНК в рамках проекта DNA Astronauts. Для этого достаточно лишь уплатить весьма скромную сумму (от 60 до 100 долларов) и отрезать три пряди волос, из которых специалисты выделят геном. Остальное уже, как говорится, дело техники… Единственное условие: подать заявку можно не позднее чем за три месяца до старта ракеты.

Когда образцы ДНК будут подготовлены, их поместят в специальную капсулу. После того как ракета выведет капсулу на высоту в несколько тысяч километров, та будет долгие годы летать вокруг нашей планеты со скоростью 1000 километров в час.

Правда, совершенно не понятно, какую выгоду от этого получат владельцы ДНК. Например, впоследствии клонировать из данных генетических образцов человеческую особь не получится: речь идет о митохондриальной ДНК, которая наследуется по материнской линии и содержит всего 37 генов. По ней можно только проследить эволюцию нашего вида. Вот если генетический материал попадет в руки пришельцам или хотя бы нашим отдаленным потомкам, то он может представлять для них интерес…

Косвенно результаты опыта швейцарских ученых подтверждают гипотезу о том, что жизнь на Землю была занесена с космическими телами в виде ДНК. То, что сама жизнь на Землю была занесена из космоса, является на сегодняшний день достаточно популярной гипотезой. Действительно, в попадающих на нашу планету метеоритах иногда находят аминокислоты и молекулы, которые могут являться составной частью микроорганизмов…

Между тем, исследования микробов, найденных в антарктических льдах и вечной мерзлоте Сибири, доказывают, что многие из них могут в течение миллионов лет пребывать в анабиозе, и потому есть шанс, что они способны выживать во время путешествий в ядрах ледяных комет.

Однако стоит ли считать космос рассадником жизни? Вопрос достаточно спорный. Допустим, если микроорганизмы прибыли к нам с других планет, то откуда они появились на этих планетах? Почему они не могли с тем же успехом возникнуть и на Земле?

Глава научного центра в Аризоне Пол Дэвис предполагает, что наша планета с существующей на ней жизнью на самом деле может являться исключением из правил, она уникум среди миллионов других планет, остающихся безжизненными. А "микробы из космоса" — это не что иное, как наши земные микробы, когда-то улетевшие с Земли вместе с обломками породы, отколовшейся во время бомбардировки кометами и астероидами. После миллионов лет пребывания в спячке древние микроорганизмы вернулись назад и были приняты нами за "инопланетян".

Тогда встает вопрос о том, насколько надежна процедура стерилизации космических аппаратов, ведь если молекулы ДНК обладают такой степенью выживаемости, то они способны проникнуть на корабль, запущенный к другой планете, и впоследствии спутать ученым все карты, будучи приняты за внеземные формы жизни… Так что эйфория по поводу открытия пока преждевременна.