Вот приедет барин...

На прошлой неделе в Москву прилетал президент США Барак Обама. И это замечательно. Было дело - две наших страны, два мировых лидера медленно, а порой и стремительно скатывались в состояние подзабытой уже "холодной войны", и мир начал нешутейно тревожиться по этому поводу, но вроде бы настало время перемен. Позитивных.

И вот будто бы "перезагрузка". И это - спору нет - хорошо. Итоги визита Обамы основательно и всерьез подвели на прошлой неделе - все, кому не лень, от маститых журналистов и политологов до блоггеров. И я сегодня говорить о них - серьезных итогах серьезного визита - не стану.

Поговорю о других, невидимых миру итогах, вернее - невидимых миру слезах, которые ныне проливает либеральная российская оппозиция. Впрочем, кто проливает, а кто - похныкивая - продолжает упорно... нет, не ломиться... скрестись в дверь, которую только что демонстративно захлопнули перед носом.

Кто захлопнул и перед чьим носом - поговорим предметно. И персонально.

Визита Обамы в Москву ждали многие. И Вашингтоне, и в Москве, и в мире. И это понятно - от встречи двух мировых лидеров всегда можно ждать судьбоносных перемен. Словом, ожидание было вполне понятным.

Но, наряду с этим понятным и объяснимым ожиданием, было еще одно, вернее одна - разновидность этого самого ожидания, и это было самое что ни есть трепетное, мучительное, бесконечное, томительное.... ну я не знаю, какие бы еще подобрать эпитеты... всех их все равно будет мало, чтобы живописать это ожидание

Это было ожидание из серии: вот приедет барин... и одновременно это было ожидание Пенелопы и Сольвейг в одном флаконе. Кто ждал?

Да она, российская либеральная оппозиция, истомившаяся в отсутствии внятных директив Вашингтонского обкома, давно утратившая прежние позиции и громкие звания "совести нации", поверенного, уполномоченного говорить от имени нации и ее же, нации, поводыря и наставника.

Ибо нация - по глубокому убеждению всякого либерала - глупа, наивна, внушаема, неспособна самостоятельно принимать серьезные политические решения, и вообще - решения. Словом - недееспособна. По крайней мере, частично.

И надо сказать, что некоторое время нация не то, чтобы соглашалась, но и не возражала. Во всяком случае, осмысленно и громко. Пришли иные времена.

Нация вдруг вышла из-под контроля. Самостоятельно - вопреки воле бывших гуру, и - прямо скажем - наплевав на их, гуру, советы и пророчества - выбрала себе национального лидера. И довольно сплоченно его поддержала (70 процентов рейтинга Путина и 64 процентов - ЕР на выборах в ГД - небывалые для новейшей истории России цифры).

Оппозиция была напугана, растеряна, смятена. В стане наблюдались разброд, шатание, громкие распады и разводы, взаимные упреки, перетекающие во взаимные обвинения, словом, налицо были все признаки агонии и мучительной политической смерти.

Но... На горизонте будто бы забрезжил свет. Новый лидер страны - во-первых, не был связан с ненавистной "конторой" - вечным ужасом, ночным кошмаром и самым заклятым врагом либеральной оппозиции.

Во-вторых, происходил из интеллигентной профессорской семьи, был корректен и аккуратен в речах, безупречно вежлив - по крайней мере, никого не обещал "мочить в сортире". Словом, подавал надежды. В стане наблюдалось некоторое оживление, готовое перерасти в ликование - "наш, буржуинский".

То обстоятельство, что преемник был назван ненавистным Путиным, в расчет не бралось, то обстоятельство, что много раз - до избрания и после - говорил о верности курсу, взятому предшественником, игнорировалось напрочь.

Привыкшие предавать, юлить и витийствовать, в чужую порядочность и верность слову не верят. По определению.

"Недолго мучилась старушка", недолго надежды питали оппозиционных юношей и девушек - настало 8 августа 2008, "мягкий и нерешительный" президент Медведев проявил железную волю и продемонстрировал риторику, которой мог бы позавидовать и его - склонный к.... - предшественник.

Потом было еще много проб на прочность и тестов на устойчивость, последовательность и порядочность - и всякий раз оба национальных лидера выдерживали испытание.

Тандем креп. Надежды таяли. Понятно, что сдаваться без боя никто не собирался, отступать несистемной нашей оппозиции, действительно, некуда.

Профессорских ставок даже в заштатных американских университетах на всех не хватит, российский бизнес, любивший прежде прикормить и стайку-другую ультра-либеральной рыбешки, к рыбалке охладел, остро чувствуя политические веяния и державные тенденции, опять

Марина Юденич:  Вот приедет барин...
Марина Юденич: Вот приедет барин...
же - кризис, словом, перспективы - самые безрадостные.

Потому - в бой пошли отчаянно и безрассудно. Заходили с разных флангов, пытались разбить тандем прямыми ударами, изобретали хитрые ловушки, плели сети и интриги, вербовали сторонников в аппаратах, засылали казачков.

Подбадривали себя информационными мантрами - назначая своих то "доверенными советниками", то "ближайшими помощниками и наставниками", сообщая о скорой отставке Путина и триумфальном возвращении во власть Немцова или кого-то еще... но совершенно точно - "своего буржуинского".

Слали в Кремль "ужастики", сообщая о том, что "силовики" готовят переворот, намереваясь вернуть премьера- в президенты, а президента... видимо, заточить в кремлевских подземельях или в Петропавловоском равелине, разумеется - с железной маской на лице. И - с крысами на брючных обшлагах.

Все тщетно. Оставалась одна надежда. "Вот приедет барин... сам увидит, что гнила избушка, и велит дать лесу". В смысле - денег. Дождались. Приехал.

И даже встретился с лидерами оппозиции, смешав, правда, в "кучу коней и людей", в том смысле, что оппозиционеров системных и - не: Каспаров, Немцов, Рыжков, Зюганов, Лукьянова, Мизулина, Пономарев, Гозман, Митрохин. На всех - чуть более часа.

Итоги?

Он отчетливо понимает, что активное грубое и беспардонное вмешательство Америки в российские внутриполитические процессы нанесет вред, и делать этого не будет. Так что те, кто надеется получить деньги от администрации Обамы, могут расслабиться.

Б.Немцов. Ага. И не только он.

В качестве общей, суммарной оценки, вполне подойдет следующее (Д.Сидоров):

...Такой шаг администрации Обамы показывает торжество "реализма" с одновременным отказом от принципа поддержки демократических преобразований и гражданского общества в других странах. В обмен на... в общем, не очень понятно на что. При этом осторожное упоминание президентом США Михаила Ходорковского в интервью "Новой газете", видимо, следует считать лишь данью домашней аудитории, а не серьезной попыткой как-то повлиять на судьбу президента ЮКОСа.

И можно было бы поставить точку. И подарить носовой платок, дабы утирать неизбежные либеральные слезы. Дверь захлопнулась. Но нет. Скребутся. Упрямо наступая на те же грабли, пытаются:

- расколоть тандем;

- дискредитировать (в крайнем случае, дезавуировать) наиболее эффективных игроков правящей команды.

Ну, смотрите. Сначала появляются "пьяные" фотографии Медведева на саммите. Фальшивку быстро разоблачают - не слишком искусная провокация, простенькая фото-манипуляция.

И можно теперь сколько угодно рассуждать по поводу, что тут имеет место - неизбывная склонность журналистов, скучающих на паркетном официозе, к легкому хулиганству по формуле "смешной и ее смешнее", или серьезные козни неоконов, стремящихся дискредитировать молодую демократическую поросль, в симпатиях к которой, вероятно, заподозрен президент Медведев.

Последняя версия, к слову уж говоря, изрядно греет мою конспирологическую душу, по крайней мере, в пользу этой версии говорит целый ряд вроде бы случайных фактов.

Они - при внимательном рассмотрении - складываются во вполне логичную и последовательную цепочку: кампания в Wall Street Journal на тему "Обаму плохо приняли в Москве" (откровенная ложь, направленная лично на Обаму) - фотографии "пьяного Медведева" на встрече G-8 - заявление Англии "НАТО должно защитить страны Балтии от агрессии России" .

Перечисляя эти звенья, политолог Ю.Тюрин очень верно, на мой взгляд, замечает:

...Всё это явно звенья одной цепи и, похоже, это только начало настоящей кампании против обамовской инициативы "человеческого отношения" к России".

Президент Обама, "надежда" Америки", вдруг стал "лишенным харизмы" и "слабым" лидером, - лишь сделал один шаг навстречу России; Медведев мгновенно из "молодого либерала-антипода Путина" превратился в "пьяного придурка", похожего на Ельцина известных времен; с ама же Россия "с её плюсами и минусами" мгновенно превратилась в реального военного соперника, готового развязать войну против стран Европы! Вот какова всемирная мощь пропагандистской машины неоконов.

Но речь сейчас не об этом. Внашем контексте куда более любопытна версия, которая вдруг зазвучала в ультра - будто бы - либеральном сегменте блогосферы. Здесь припомнили вдруг кадры "пьяного Ельцина" и напрямую увязали их с "пьяным Медведевым".

Марина Юденич:  Вот приедет барин...
Марина Юденич: Вот приедет барин...

И выводы сделали занимательные вполне. Почерк, дескать, знакомый: использование западного СМИ для вброса компромата, и, стало быть, притом с неизбежностью - имеет место быть "типично чекистское активное мероприятие".

Знанию "типично чекисткой профессиональной терминологии" (откуда бы?) и полету конспирологической мысли здесь можно только позавидовать, но не это главное.

Что главное? Да все то же, очередная попытка развалить тандем, посредством очередного сигнала за Стенку: смотрите, Д.А., вот они - ушки коварных и вероломных "силовиков", во главе с премьером.

Потом возникает очередное "исследование" деятельности замглавы президентской администрации В.Суркова, который - помните про "если не дискредитировать, то дезавуировать"? - якобы активно "перепрофилируется в либералы".

Там вообще много очень смешной "аналитики" , но - так или иначе - все это очень старые песни. О главном. О том, чтобы за дверью, которую захлопнули перед носом, расслышали и, может, передумали. И подбросили крошек. Ну, или хотя бы пообещали.

И тут - вот ведь какие порой складываются коллизии - мне не остается ничего, кроме как снова процитировать Б.Немцова. И полностью с ним согласиться. Те, кто надеется получить деньги от администрации Обамы, могут расслабиться.

Получить удовольствие, правда, получится вряд ли. Ну, так ведь никто и не обещал.

Автор Марина Юденич
Марина Юденич — российский писатель, журналист, политтехнолог *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить