Севастополь получит экономическую свободу

Глава представительства ЕС на Украине представил программу "Совместная инициатива ЕС по сотрудничеству в Крыму". Она направлена на повышение привлекательности полуострова для прямых иностранных инвестиций. ЕС планирует инвестировать в Крым и Севастополь 12 млн евро, а сам город русской военной славы, вероятно, станет свободной экономической зоной.

"Сейчас надо уделить внимание раскрытию огромного потенциала Крыма в области туризма. Кроме обозначенных 12 млн евро, которые выделяет ЕС в рамках инициативы, планируются дополнительные инвестиции от стран-членов ЕС", — цитирует слова главы представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшера РБК-Украина.

При этом глава представительства ЕС в Украине сообщил, что базирование в Севастополе Черноморского флота РФ не может негативно влиять на привлечение в город инвестиций из Евросоюза. Для участия в круглом столе съехались послы 11 стран — членов ЕС. Проект поддерживают Эстония, Финляндия, Франция, Чехия, Германия, Венгрия, Литва, Нидерланды, Польша, Швеция, Великобритания, Австрия, Словакия, Дания и Люксембург.

Примечательно, что европейцы не стесняясь говорят о том, что деньги на полуостров будут идти мимо Киева, напрямую. Этот факт обозначен термином "децентрализация сотрудничества", который предполагает отказ от структурированного по принципу "сверху — вниз", из Киева, по инстанциям, в регионы, сотрудничества.

Посол Германии в Украине господин Ганс-Юрген Гаймзет откровенно заявил, что Киев Севастополю не указ. "Не надо ждать команд президента, надо брать инициативу на региональном уровне", — цитирует немецкого посла онлайн-издание "Новый Севастополь".

Подобные инициативы стали возможны только после появления новой власти на Украине. Еще до выборов в администрацию будущего президента Украины Януковича поступил пакет документов по созданию в Севастополе свободной экономической зоны. Янукович данной инициативой, которая будоражит умы еще с 1992 года, заинтересовался.

Но у новой власти есть свои резоны дать Севастополю экономическую свободу. Как утверждают некоторые источники, главным бенефициаром проекта может стать самый влиятельный член Партии регионов Ренат Ахметов.

"Дело в том, что принадлежащая Ахметову компания "Авлита" давно и прочно обосновалась в секторе перевалки грузов в Севастополе. После победы Януковича они заявили о новых амбициозных планах — в частности, по строительству универсального комплекса по перевалке сыпучих грузов мощностью 8,5 млн. т/год. Предполагается, что комплекс будет сооружен в центре города, примерно напротив Графской пристани. Но им нужны и налоговые льготы", — приводит "Независимая газета" мнение одного из неназванных источников.

"СЭЗ не ориентирована на определенную страну — мы приглашаем всех. Сейчас на завершающей стадии подготовки пакет соглашений о строительстве совместно с китайцами крупнейшего в бассейне Черного моря контейнерного терминала", — уточнил заместитель главы севастопольской городской администрации Владимир Казарин.

Как сообщила пресс-служба пострпреда президента Украины в АРК, в средуСимферополе состоялась встреча постоянного представителя президента Украины в АРК Сергея Куницныа с министром иностранных дел Китайской Народной Республики господином Ян Цзечи. Постоянный представитель президента Украины в АР Крым Сергей Куницын отметил опыт КНР в создании свободных экономических зон.

"Мы также работаем в этом направлении, — подчеркнул Сергей Куницын, — и опыт Китая очень важен для Крыма. Сегодня в КНР успешно работают 14 СЭЗ. Нам есть чему учиться". Господин Ян Цзечи заверил, что соответствующие ведомства приложат все усилия для укрепления всестороннего сотрудничества между регионами двух стран.

Что касается проектов ЕС-Крым, то Тейшер особо выделил работу по разработке региональной стратегии и создание Агентства регионального развития Крыма.

Часть проектов будут реализовываться по направлениям Севастополь — Германия, Севастополь — Великобритания, Севастополь — Франция, Севастополь — Финляндия и так далее. Эти проекты, о которых упоминали участники форума — послы стран ЕС, касаются таких сфер, как банковское дело, энергосбережение, здравоохранение, в том числе помощь людям с ограниченными физическими возможностями, образование, экология, научно-исследовательская работа, культурные связи, туризм, уточняет "Новый Севастополь".

Идея превратить Севастополь в крупнейший глубоководный торговый порт на Черном море с соответствующим экономическим статусом не нова. Об этом, кстати, задумывалась еще предыдущая украинская власть, которая разрабатывала программу перепрофилирования порта после ухода из Севастополя ЧФ в 2017 году. Кстати, планировалось вывести и украинские ВМС, так как военные мешают полноценному использованию гавани и прибрежных территорий.

Определенное движение в этом направлении уже заметно. В частности, в кризисном 2009 году чистая прибыль Севастопольского морского торгового порта составила 10,6 млн. грн., что на 4,4 млн. грн., или в 1,7 раза больше, чем в 2008 году. По данным пресс-служба Министерства транспорта и связи Украины, доход порта увеличился на 64,3 млн. грн., или в 1,9 раза, до 136,9 млн. грн. Похоже, это единственный украинский порт, который показал улучшение по всем показателям в минувшем году.

Это стало возможным за счет увеличения числа захода судов большого дедвейта, круизных лайнеров и развития пассажирского сообщения на местных линиях. Кроме того, хороший урожай зерновых и построенный несколько лет назад на северной стороне крупнейший в Крыму частный зерновой терминал, способствовали увеличению объемов перевалки грузов.

Но истинные возможности Севастополя, как торгового порта и туристического центра, еще далеко не раскрыт. Как раз по своему портовому потенциалу, Севастополь может за несколько лет обойти "южные ворота России" на Черном море — Новороссийск. Так что присутствие российского флота в этом городе в годы российско-украинского "недопонимания" носило еще и определенный экономический смысл. По всей видимости, с новой украинской властью пока удается блюсти интересы всех заинтересованных сторон.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить