Андрей Лубенский: кучмагейт Как плод «нечеловеческой хитрости»

В праздничные дни украинский политикум не отдыхал. Седьмого марта, как и предполагалось, был ликвидирован студенческий палаточный городок у памятника Тарасу Шевченко возле Национального Киевского университета. Палатки разобрали работники коммунальных служб, воспользовавшиеся тем, что студенты отправились на занятия. Интересно, что сделано это было еще до решения суда, которое прозвучало лишь через несколько часов. Коммунальщики же действовали лишь на основании предписания одной из городских контор. Если, конечно, это были действительно коммунальщики – никаких удостоверяющих это бумаг они не предъявили. Как бы то ни было, молодые люди спортивной наружности, числом до тридцати, были, вероятно, специально проинструктированы, поскольку ошибок с бросанием национального флага в кучу мусора на сей раз не повторили. Напротив, по словам очевидцев, они не уставали повторять друг другу: «Осторожнее с государственным знаменем!».

Тем не менее, хоть и со всей возможной вежливостью, студенческий палаточный лагерь был ликвидирован, что дало повод организаторам акции протеста обвинить городские власти Киева в «лакейской верности (…) преступному режиму Кучмы».

8 марта к Лукьяновскому СИЗО пришли представители объединения правых партий «Украинская правыця», УНА-УНСО, УНР, УРП, «Собора» и «Батькивщины», чтобы поздравить находящуюся здесь в заключении экс-вице-премьера Юлию Тимошенко. Колонна прошла от Михайловской площади по улице Десятинной, на которой находится дом президента. Возле дома оппозиционеры остановились и около пяти минут скандировали антикучмовские лозунги. Затем провели митинг у стен СИЗО, требуя немедленного освобождения Ю.Тимошенко.

Сама Юлия Владимировна, находясь в заключении, ответила на вопросы влиятельного еженедельника «Зеркало недели» (сами вопросы и ответы на них были переданы через адвоката). В частности, экс-вице-премьер заявила, что вынужденный просмотр главного государственного телеканала УТ-1 (возможно, ничего другого обитателям СИЗО не показывают) еще раз убедил ее в том, что «…первая и главная реформа, которая должна быть проведена после прихода демократической власти, - это реформа СМИ».

Действия нынешней власти Юлия Тимошенко оценила как очень активные и массированные, но в то же время бестолковые и противоречивые. «Да и удивляться нечего, - отметила она, - уровень интеллекта директоров овощных баз, «братков» со сведенными судорогой пальцами, недоученных инженеров и технологов по переработке мяса со среднетехническим образованием, горняков-налоговиков, которые сейчас принимают судьбоносные решения на высшем руководящем уровне, оказался достаточным только для того, чтобы научиться носить дорогой «прикид» и продавать свои услуги всем желающим как можно дороже. Все остальное власть делает на уровне первичных инстинктов самосохранения, о построении цивилизованной страны (судя по записям майора Мельниченко) просто даже говорить считается признаком дурного тона».

В то же время, по мнению Юлии Тимошенко, «…грубые ошибки власти совсем не приводят к усилению оппозиции», более того – «оппозиция слабеет вместе с властью». Причина вполне традиционна: «Некоторые ее лидеры думают не о победе оппозиции и возрождении страны, а о своем благополучии на следующих парламентских выборах и о своем месте у властной кормушки. Некоторые лидеры оппозиционных сил вместо устранения преступной власти затевают политические войны друг с другом на идеологической почве. А цена этой мелочной суетливой возне – потеря страны и какой-либо надежды на благополучие».

В добровольную отставку президента Юлия Тимошенко совсем не верит, наоборот, подозревает его в тайном стремлении к пожизненному властвованию: «Если оппозиция будет и дальше суетиться, а не работать, - нам гарантирован третий президентский срок Леонида Даниловича по «горячему и единодушному требованию народа» (полный текст интервью можно прочесть на сайте www.zerkalo-nedeli.com).

Возможно, слова Юлии Тимошенко отрезвят некоторых лидеров оппозиции, готовых, кажется, делить шкуру неубитого медведя. Кстати, по результатам опроса, проведенного украинским интернет-изданием Корреспондент.net (www.korrespondent.net), Юлия Тимошенко признана «самой влиятельной женщиной Украины» - за это высказались 72% принявших участие в голосовании. Для сравнения: Людмилу Кучму, жену президента, сочли «самой влиятельной» лишь 11,45% респондентов. Многие наблюдатели полагают, что при решении вопроса о едином лидере антикучмовской оппозиции (а вопрос этот неизбежно придется решать в ближайшее время) шансы Юлии Тимошенко практически равны шансам лидера СПУ Александра Мороза.

Но продолжим рассказ о событиях праздничных дней. После ликвидации студенческого палаточного лагеря было объявлено, что президент именно здесь возложит цветы к памятнику Тарасу Шевченко в честь 187-летия со дня рождения поэта (ранее предполагалось, что это может быть сделано и в другом месте). Оппозиция, как уже сообщалось, собиралась сорвать это мероприятие и не пустить гаранта Конституции к памятнику. Получилось все строго наоборот: к памятнику не пустили оппозицию, взяв монумент в тройное кольцо милиции. В 4 часа утра 9 марта находившиеся возле памятника участники акции «Украина без Кучмы» (их там было около 150 человек) сообщали на форум оппозиционного интернет-издания «Украинская правда» (www.pravda.com.ua), что к месту событий уже подтянуты около двух тысяч сотрудников МВД и призывали прийти к университету «всех неравнодушных». Но вместо этого к памятнику – на полчаса раньше запланированного – пришли Леонид Кучма, Виктор Ющенко, Виктор Медведчук и «сопровождающие их лица» (среди которых был замечен и кое-то из лидеров оппозиции!). Они без всяких помех возложили цветы, поскольку к тому времени милиции удалось вытеснить оппозиционеров за пределы парка Шевченко. Сообщается, что при этом была избита дубинками депутат парламента Валентина Семенюк. А пришедшие на подмогу оппозиции люди не смогли преодолеть милицейские кордоны, хотя в некоторых местах произошли стычки членов УНА-УНСО с бойцами милицейского спецназа. Проход для двухтысячной колонны был открыт лишь после того, как президент, возложив цветы, отбыл в залитое половодьем Закарпатье. Если такое возложение цветов к памятнику национального поэта в президентской администрации считают победой, то – no comment…

Итак, президент избежал встречи лицом к лицу с несуществующей, по его мнению, оппозицией, а оппозиция, получив свободу движений, провела у монумента Кобзаря митинг, на котором прозвучали призывы к «свержению власти», которая «…способна выставить вооруженных молодчиков на нашем пути к Тарасу Шевченко, побить женщину и арестовать людей» (Александр Мороз).

Только что возложенные президентом цветы были сброшены с постамента и растоптаны.

После митинга участники акции прошли к зданию МВД (где установили у входа лозунг: «Бандитам – тюрьмы!»), на Крещатик, к зданию правительства и к зданию президентской Администрации. Здесь шедшие впереди десятитысячной колонны члены УНА-УНСО предприняли попытку прорвать двойной милицейский кордон, но были остановлены дубинками и слезоточивым газом. В милиционеров полетели камни и бутылки. С обеих сторон есть пострадавшие (в том числе был ранен оператор агентства Reuters). Несколько человек были задержаны во время штурма. А затем, по данным «Украинской правды», милицией были арестованы около 50 членов УНА-УНСО. Вечером бойцы ОМОНа ворвались в офис УНА-УНСО и избили находившихся там членов этой организации. Среди арестованных и лидер УНА Андрей Шкиль.

Как сказал в интервью «УП» один из координаторов акции протеста Юрий Луценко, к беспорядкам привела «немотивированная агрессивность жандармов Кучмы», которые утром избили женщину-депутата и других людей, пришедших к памятнику Тарасу Шевченко. Между тем существовала будто бы договоренность с органами правопорядка о том, что в семь утра 9 марта оппозиционеров пропустят в парк Шевченко (впрочем, пресс-центр МВД факт такого соглашения отрицает).

Пока трудно даже предположить, как дальше будут развиваться события. По крайней мере, ясно, что расправы над оппозицией сводят на нет попытки объявить «кучмагейт» - «ползучим государственным переворотом» и плодом чьей-то «нечеловеческой хитрости» (еженедельник «2000»). Ибо, как бы там ни было, а избранный властью способ «решения» проблемы, силовой «выход» из политического кризиса (которого, к тому же, Л.Кучма, по его словам, «не видит») – это уже плод какой-то действительно нечеловеческой глупости.

А если это не глупость, а холодный рассчет, тогда возникает вопрос: чего на самом деле хочет украинская власть? Неужели – гражданской войны?

Андрей Лубенский.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить