В Сербии задержан экс-лидер хорватских сербов Горан Хаджич

Сербия отдает Гааге "последнего героя"

В Сербии задержали бывшего президента непризнанной Республики Сербская Краина в Хорватии Горана Хаджича. Он был последним сербом, которого Гаагский трибунал требовал выдать по обвинению в совершении военных преступлений на территории бывшей Югославии. Но очень многие сербы до сих пор считают его героем.

Все выглядело точно так же, как и с задержанием 26 мая бывшего командующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича. Президент Сербии Борис Тадич отложил все дела и созвал пресс-конференцию, где подтвердил факт задержания разыскиваемого. И нет никаких сомнений, что и дальнейшая процедура будет аналогичной — подтверждение личности, короткий суд, полицейский эскорт в аэропорт Белграда и вылет в Гаагу, где для Хаджича уже готовят камеру в тюрьме.

В отличие от лидеров боснийских сербов Радована Караджича и того же Младича, среди их хорватских соплеменников по-настоящему известных и культовых фигур не появилось. Были у существовавшей с 1990-го по 1995 год Республики Сербская Краина три президента. "Средним" был как раз Горан Хаджич, занимавший этот пост в 1992–1993 годах и вынужденный противостоять и армии Хорватии, и давлению помогавшего ей Запада.

Читайте также: Как Тадич продал ЕС Младича

Как личность Хаджич особо не был примечателен. Родился в городе Винковци на востоке Хорватии, где проживало много сербов, до начала кровавых событий работал на складе и старался продвинуться по партийной линии. В молодые годы он вступил в Союз коммунистов Югославии, но в конце 1980-х годов перешел в Сербскую демократическую партию и возглавил ее отделение в городе Вуковар.

К этому моменту в Хорватии запахло порохом. Местный Сабор (парламент) отменил официальный статус кириллицы, а пришедший к власти президент Франьо Туджман взял курс на построение моноэтнического государства, где православным сербам места не было. В ответ те начали искать пути к объединению населенных ими районов с Сербией. К этой идее склонился в итоге и молодой человек по имени Горан Хаджич.

Когда 25 июня 1991 года Сабор Хорватии провозгласил независимость, сербы в восточных и юго-западных районах страны приступили к созданию своих государственных образований. Хаджич проявил себя как ярый поборник защиты прав соплеменников. Он возглавил форум сербов областей Славония, Баранья и Западный Срем, где была создана самопровозглашенная сербская автономия, а затем возглавил ее правительство.

Ни хорваты, ни сербы не хотели уступать, и началась война, охватившая половину территории Хорватии. Это объясняется тем, что два народа жили вперемешку и у каждого была своя правда. Хаджич командовал отрядами сербов, сражавшихся с только что созданной регулярной армией Хорватии. Его бойцы отметились в Вуковаре, который к осени 1991 года превратился в руины и стал "балканским Сталинградом". Гуманизмом не отличалась ни одна из воюющих сторон, однако Гаагский трибунал и Запад в целом много лет доказывали, что главными палачами были сербы.

Читайте также: Гаагский трибунал осудил своих же палачей

К концу 1991 года сербские регионы Хорватии объединились в Республику Сербская Краина. Под их контролем в некоторые моменты находилось до трети территории бывшей Социалистической Республики Хорватия. 26 февраля 1992 года на тот момент 32-летний Хаджич на два года стал ее руководителем. Его задачами были противостояние хорватской армии и выстраивание хоть какого-то подобия экономики, что было бы сделать крайне сложно даже в мирное время. Районы ему достались не самые богатые, Сербия особенно помочь не могла — против нее действовали международные санкции.

Из политических деяний Хаджича вспоминается, прежде всего, отказ от предложения хорватских властей о предоставлении сербам автономии, сделанного им в конце 1992 года. Ошибся будущий узник Гаагской тюрьмы или нет — судить трудно. Тогда еще жива была идея о присоединении населенных сербами районов Хорватии к Сербии. Он действовал по принципу "или все, или ничего". Но в итоге получилось именно "ничего".

Запад открыто встал на сторону Хорватии, вооружал и готовил ее армию, авиация НАТО неоднократно бомбила позиции хорватских сербов. С 1994 года президент Югославии Слободан Милошевич под международным давлением перестал помогать Сербской Краине оружием. В итоге в мае и августе 1995 года армия Хорватии достигла огромного перевеса и разгромила населенные сербами районы. Тысячи людей были убиты, сотни тысяч бежали. Сегодня в Хорватии живут только 200 тысяч сербов, хотя до войны их было почти 600 тысяч.

Впрочем, разгром Сербской Краины случился в тот момент, когда Хаджич уже не был ее президентом. Но два года руководства непризнанной республикой и необходимость держать в руках оружие не прошли для него бесследно.Гаагский трибунал признал экс-президента виновным в военных преступлениях и объявил его в международный розыск. Та же участь ждала и лидеров боснийских сербов, а впоследствии и Милошевича. Лидеров хорватов, боснийских мусульман и косовских албанцев в Гааге не ждали.

Читайте также: Правосудие по-европейски: виноваты только сербы

После свержения Милошевича в 2000 году к власти в Белграде пришли прозападные лидеры, которые взяли курс на полное сотрудничество с Гаагским трибуналом. И над Хаджичем, поселившимся на рубеже тысячелетий в сербском городе Нови Сад, стали сгущаться тучи. 13 июля 2004 года в Белград из Гааги поступил обвинительный акт на Хаджича. Экс-лидеру хорватских сербов выдвинули целый букет обвинений: участие в преступном сообществе, преследование по политическим, расовым и религиозным мотивам, убийства, пытки, депортации и насильственное изгнание, а также нарушение законов и обычаев войны.

Стало понятно, что за Хаджичем скоро придут. И тут он сел в служебную машину и уехал. По некоторым версиям, его успел предупредить кто-то из сотрудников спецслужб. Экс-лидер хорватских сербов бесследно исчез, власти Сербии объявили за информацию о его местонахождении награду в пять миллионов евро. Собственно, то же самое было и с Караджичем, и с Младичем. В итоге взяли и передали в Гаагу и того, и другого. После задержания Младича президент Тадич пообещал вскоре арестовать и Хаджича. Как видно, слово свое он сдержал.

Какова будет судьба Хаджича в Гааге? Параллели напрашиваются самые неприятные. Предшественник Хаджича на посту президента Сербской Краины Милан Бабич получил 13 лет лишения свободы, но то ли покончил с собой в тюрьме, то ли был убит. Последний президент самопровозглашенной республики Милан Мартич отбывает 35-летний срок заключения. О судьбе Милошевича говорить и вовсе не приходится.

А теперь глянем на то, кто же был осужден за преступления против хорватских сербов. В сентябре 1993 года в районе местечка Медак хорватская армия провела карательную операцию против сербов, убив сотни людей. Отдавшего приказ об их ликвидации начальника генштаба армии Хорватии Янко Бобетко ждали в Гааге, но до суда он не дожил. Его подчиненный генерал Мирко Норак получил 19 лет, а Рахим Адеми (воевавший в Хорватии косовский албанец) был и вовсе оправдан.

Читайте также: Непризнанная трагедия Сербской Краины

Далее посмотрим на операцию "Буря", в результате которой в 1995 году была уничтожена Сербская Краина, а сотни тысяч людей бежали из родных мест. Ее руководитель Анте Готовина получил 24 года, генерал Младен Маркач — 18 лет, а Иван Чермак оправдан. Немало, конечно, но столько же, сколько тот же Милан Мартич, не получил никто. Хотя количество жертв в результате деятельности Мартича, Бобетко и Готовины, как минимум, сопоставимо.

О политических руководителях и вовсе говорить не приходится. Практически все лидеры хорватских сербов представили перед Гаагским судом. Там же были и многие политики из Белграда. А вот первый президент Хорватии Франьо Туджман умер в 1999 году своей смертью, будучи действующим главой государства. Точно так же ушел в мир иной лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович. Не осужден Гаагой ни один из лидеров косовских албанцев. Сравним с Милошевичем, Бабичем, Мартичем. Нет сомнений, что и Караджичу, Младичу и Хаджичу дадут лет по тридцать.

Выдав Горана Хаджича, Сербия выполнила главное условие для подачи заявки на членство в Евросоюзе. Однако нет никакой гарантии, что ее туда возьмут. Большинство стран ЕС признали независимость Косова, так что в качестве нового условия наверняка выдвинут и это. Могут появиться вопросы к положению славян-мусульман на юго-западе страны (в Санджаке) и венгров Воеводины, хотя объективно никто их не ущемляет. С экономикой у Сербии дела плохи объективно — бомбежки НАТО отбросили ее на десятителия назад. Так что не факт, что курс Тадича "военные преступники в обмен на членство в ЕС" принесет результаты.

До сих пор в Гааге были открыты процессы против 92 сербов, 33 хорватов, восьмерых косовских албанцев, семерых боснийских мусульман и двоих македонцев. В отношении всех, кроме сербов, нередко выносили оправдательные приговоры. В отношении сербов — крайне редко. И ничто не говорит о том, что эта тенденция будет переломлена. Выдавая в такой ситуации по указке Запада людей, которых многие сербы считают своими героями, Тадич ставит вопрос о том, является ли вообще Сербия независимым государством, или же он представляет собой вождя "банановой республики" почти в центре Европы. Только пальмы в этой республике не растут.

О главных международных событиях событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить