Будущее Македонии — "Великий Халифат"?

 Столицу Македонии захлестнула волна насилия после того, как правительство утвердило на пост министра обороны албанца Талата Джафери. Во время межэтнического конфликта 2001 года он дезертировал из армии и возглавил борьбу албанских сепаратистов. В условиях ускоренной ваххабизации Балкан, где гарантия, что Джафери не поддержит военный сценарий образования "Великой Албании"?

Правительство Македонии формирует коалиция из двух партий — консервативной "Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство" (ВМРО-ДПМНЕ) и националистической "Демократический союз за интеграцию" (ДУИ), отражающей интересы местных албанцев. Последняя имеет право на портфель министра обороны.

Результат непродуманных (или продуманных) действий ДУИ не замедлил сказаться. В пятницу с протестами против назначения Джафери на улицы Скопье вышли македонцы-славяне. Они попытались направиться к зданию правительства, но были остановлены полицией. На следующий день, уже в поддержку назначения на демонстрацию вышло около 3 тысяч этнических албанцев. В этом случае столкновения закончились ранением, по меньшей мере, 20 человек, из них 11-ти полицейских. Зарегистрированы драки в общественном транспорте, сожжен автобус и несколько машин, сообщает агентство "Танюг". Эти события напомнили "автобусную войну" годичной давности, по результатам которой было заведено около 30 уголовных дел.

Талат Джафери воевал на стороне албанских боевиков во время конфликта 2000-2001 годов. Его бригада действовала под флагом "Освободительной народной армии" (ОНА) в городе Гостивар. Вооруженный конфликт закончился Охридскими соглашениями, по которому албанское меньшинство (20 процентов населения) Македонии получило права широкой автономии, которые и не снятся русскоязычному населению в Прибалтике, с гарантиями представительства в высших органах власти, местного самоуправления, права на язык, флаг, вероисповедание и т. д. Надо отметить, что Джафери сменил на посту министра обороны не менее одиозную с точки зрения македонцев личность — Фатмира Бесими, который в этой должности возложил венок к памятнику в селе Слупчани в память погибших в войне 2001 года албанцев. Он же попытался законодательно продвинуть введение албанского языка в качестве второго в македонской армии, но потерпел неудачу.

Руководство ДУИ в парламенте осудило инциденты, которые произошли в пятницу, но предъявило претензии к полиции, которая якобы арестовывала только албанцев. Еще более жестко отреагировал глава парламентской фракции еще более националистической "Демократической партии албанцев" (ДПА), он же кандидат на пост мэра Скопье, Бекмин Фазлиу. В знак протеста против действий полиции вместе с депутатами своей партии он покинул зал заседаний. Со своей стороны славянские общественные организации Македонии начали собирать подписи за созыв референдума об отмене назначения Джафери.

Провокационное назначение обострило этническое противостояние в стране, где только что закончился суд над полицейским македонцем Якимом Трифуновски. Защищая жизнь и достоинство своей дочери, Трифуновски 28 февраля прошлого года застрелил на парковке двух албанцев. Дело получило большой резонанс и привело к "автобусной войне". Суд 22 февраля вынес ему приговор — пожизненное заключение, который многие македонцы считают несправедливым. По второму резонансному делу — убийству пятерых славян-македонцев 12 апреля 2012 года на Смилковском озере, в воскресение арестованы еще двое подозреваемых — это албанцы Алил Демире и Африм Исмаилович. Идет следствие.

Читайте также: Македония: албанцам мало одного Косова

Политическая ситуация в Македонии также не стабильна. В декабре 2012 года в результате конфликта с правящей коалицией из-за бюджета, лидер оппозиции в лице Социал-демократической партии (СДП) Бранко Црвенковский призвал сторонников к народному восстанию и устроил в здании парламента баррикады. Комиссары ЕС пытаются достигнуть примирения, при их посредничестве достигнуто соглашение о том, что оппозиция примет участие в местных выборах 24 марта. Но после того, как премьер Никола Груевский обвинил Црвенковского в организации манифестации македонцев в Скопье и дестабилизации ситуации в стране, выполнение соглашения находится под вопросом.

Македония стремиться к европейской интеграции, но пока она балансирует на грани гражданской войны путь ей туда заказан. Европа пожинает плоды собственного "косовского проекта" и давления оказанного ранее на Македонию: пойти на реформу политической системы и изменение Конституции в угоду требованиям албанцев. Но "умники" в ЕС не учли, что если при коммунистах "религией" албанцев являлся светский "албанизм" (построение "Великой Албании"), то после одностороннего провозглашения независимости Косова в 2008 году, их настроения начали стремительно меняться в сторону исламской радикализации.

Македония стала главным каналом ускоренной ваххабизации Балкан. Агитация ведется через мечети, которые сегодня имеет почти каждая македонская деревня. И это политика имеет общеевропейский масштаб, в умах албанского населения Балкан идет опасная переоценка ценностей. На парламентских выборах в Косово впервые в этом году примет участие новая партия "Объединенное исламское движение" (LISBA), объявившая о начале широкой кампании присоединения Балкан к исламскому Халифату. В феврале 2012-го зампредседателя Скупщины Косова Джавита Халити заявил о том, что албанцы будут требовать части территории Македонии, если Македония и Сербия заключат договор о границах. И в этой ситуации непонятно, почему ключевое силовое министерство страны находится в руках албанских сепаратистов, и его теперь возглавляет человек, который 12 лет назад убивал своих сограждан.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить