Автор Правда.Ру

Сериал «Курсанты». Краткий курс великодушия и низости

Очередной юбилей Победы одними торопливыми критиками воспринят уже как повод, избранный текущей властью для прославления вождя народов, другими - как возможность отвлечения народных масс от злободневных и нарастающих социальных проблем, третьими — как очередной всплеск советского реваншизма, попыток напомнить остальному миру о былом советском величии

Вполне вероятно, что правы и те, и другие, и третьи. Но все же праздник Победы остается единственным (помимо всеобщего Нового года) настоящим нашим, объединяющим дедов, отцов, внуков и правнуков народным праздником. И никакому чиновнику, реваншисту, политическому спекулянту при всем желании у нас его не отнять.

Вглядываясь даже не в собственную историю, а в историю этого праздника — вечно "со слезами на глазах" - надо заметить, что со временем из почти траурно-торжественного, скорбного дня, превращается он в то, чем был изначально. Напоминанием о возможности всенародного объединения — для решения самых сложных и масштабных, общенациональных задач. Для победы. Кажется, все более важным для нас напоминанием.

Второй неизбежный мотив в этих новейших воспоминаниях — это тень последующих локальных войн, которые вела страна. То, что называют обратной стороной и войны, и даже любой победы. Неизбежное взаимное ожесточение, порождаемое вооруженными конфликтами, растекающееся не только вдоль линии фронта, но и вглубь, в тыл, в общество. Развязанная политиками, война превращается в стихийное бедствие, захватывающее целые континенты, глобально не только сокращающее численность нашей общей популяции, но и искажающее человеческую природу.

С временами тежелых для страны испытаний связаны не только примеры высочайшего героизма, но и практика самых глубоких низостей, человеческого падения, развращения нравов. Безусловно, зеркальные отражения в природе тоталитарной, бесчеловечной власти — советской и германской — сыграли здесь свою роковую роль. И осторожненько обходить эту тему, прославляя мудрость вождей, можно лишь пользуясь полуграмотностью молодых и историческим склерозом старых. Проигравшим войну Германии и ее союзникам легче, они прошли через денацификацию, в отличие от Советского Союза, а затем и России, приступавших не раз, но так и не завершивших процесс десталинизации, государственного, общенационального расставания с наследием тоталитаризма.

Что же может сделать кино в год очередного юбилея? Напомнить о героизме защитников, а также о тех болезнях, которыми было зарожено задолго до войны наше общество , о тех, которые лишь обострились в военную пору.

Десятисерийный фильм режиссера Андрея Кавуна и сценариста Зои Кудри "Курсанты" основан на воспоминаниях о войне известного кинаматографиста, ветерана войны Петра Тодоровского . Мы проживаем с героями — курсантами артиллерийского училища — три месяца ускоренной подготовки к жестокой фронтовой практике. В тугой сюжетный узел здесь сплетены прифронтовой быт, тяготы начала военной службы, судьбы офицеров уже прошедших через огонь, надломленных войной, через любовь, героизм, предательство и всепроникающий, унизительный страх — перед недреманным оком особистов, чекистов, "собак государевых", упивающихся своим неограниченным могуществом.

Пожалуй, история едва складывающихся, трогательных "любвей" курсантиков и "вакуированных" барышень, в фильме, чем ближе он к финалу, затмевает эта тема преодоления страха. Как ни странно, в фильме, кажется, герои чаще раздают пощечины, чем стреляют. Пощечины — за подлость, за предательство, низость — слабодушным, оступившимся или просто негодяям... В этом фильме о войне не вручают орденов. Лучшая награда для курсанта — не быть отчисленным, окончить обучение и отправиться на передовую, лучшая (и не достижимая) награда для офицера-преподавателя — быть вновь и немедленно отправленным на фронт. Все выпадения из этой системы ценностей — отклонения от нормы. Лейтенант Добров ( И. Петренко ), генеральский сын, ворующий вместе с курсантом ячмень со склада, чтобы помочь голодающим подруге и ее дочери — это отклонение. Капитан Быков ( В. Вдовиченков ) требующий от курсанта "сдать" друга и угрожающий ему штрафбатом — это отклонение. Капитан Лиховол жестоко бросивший под огонь, не уберегший целый выпуск училища — это отклонение. При всей жесткости нравственных оценок, именно к ним призывают нас авторы. Сочувствуя героям, они (или он — голос от автора, голос Петра Тодоровского), почти как хор в греческой трагедии, пристально следят за исполнением того, что должно.

Наверное, чекистская тема, та особая холодная ненависть к гладкости этого мелкого всемогущества, с которой П. Майков изображает майора-особиста Кожина , не скоро иссякнет — ни в нас, ни в культуре нашей. Да и времена все подкидывают и подкидывают поводы для возвращения к разговору об этих "вечных посредниках" между государством и обществом, которые всегда лучше и государства, и общества знают, что надо первому и второму, всегда готовы всех построить, скрутить и "опустить". Собственно, а чем же еще кроме такого же трусоватого и наглого, быть может, более удачливого, чуть более умного посредника был и предводитель всех чекистов, сам вождь народов? Он ли водил полками, он ли мобилизовывал на победы и не он в трагическую пору начала войны прятался за солдатские спины, чтобы потом безжалостно и бессчетно требовать бросить на врага (как прежде и после — к стенке и в лагеря) тысячи, сотни тысяч сограждан. Сжимание человеческого, трепещущего сердца в холеном кулачке и оторопь, паралич страха — когда вместо покорности отпор, когда на глазах преодолевая страх, раб с колен поднимается... Это зрелище дорогого стоит. Пусть потом смерть, но этот миг свободы, это краткое восстановление мирового, нравственного равновесия — оно и есть (а вовсе не победная, лживая сводка с фронтов, не парады с салютами) первое и главное свидетельство неизбежности народной, общей победы.

Единственное, что сбивает в этой точно и горячо, очень молодо сложенной картине, это вступительная, подтитровая, полублатная, стилизованная песенка Гарика Сукачева . Полулагерный фольклор в разъедающей, самоироничной манере снижающий победную патетику уместен был скорее в фильме про послевоенную жизнь, про уродливую до новой естественности ревизию победы, про нищих, выкинутых на обочину, часто посаженных, униженных победителей. Но все это — только впереди. В "Курсантах" при всей их отчаянной, трагической обреченности — речь о лучшем, о том, что такие ребята просто не могли не победить.

Алексей Токарев

Кадры из сериала "Курсанты" - телеканал "Россия"

ФОТОРЕПОРТАЖИ — жми

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Путин: Новый атомный ледокол "Сибирь" поможет освоению Севера
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
США поставили в тупик испытания МБР "Ярс"
Эксперт разгадал загадку "небывалого товарооборота" Украины и США
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Российский "Триумф" в армии НАТО
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Потомок Александра II: Путин — сильный и харизматичный лидер
Правнучка "той самой" Матильды готовится потрясти Россию
Потомок Александра II: Путин — сильный и харизматичный лидер
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?