Монголия берет курс на "третьих соседей"

Монголия не часто становится поставщиком новостей. Эта страна в самом центре Азии долгое время воспринималась как скромный спутник Советского Союза. Сегодня Монголия учиться жить своими интересами и дружить с теми, кто может быть ей полезен. "Политика третьего соседа" — так называется нынешний внешнеполитический курс парламентской республики.

Прошедшие накануне президентские выборы в Монголии показали, что эта ранее довольно закрытая страна прочно встала на демократические рельсы. Международные наблюдатели не отметили на выборах серьезных нарушений, а активность электората была довольно высокой. В результате выборов победил демократический кандидат Цахиагийн Элбэгдорж, он же действующий президент.

Вообще в этих выборах участвовали три довольно серьезных кандидата: действующий президент Цахиагийн Элбэгдорж от Демократической партии, Бадмаанямбуугийн Бат-Эрдэнэ от Монгольской народной партии и Нацагийн Удвал-первая в истории Монголии женщина — кандидат от Монгольской народно-революционной партии.

Согласно данным агентства "Монцамэ", нынешний президент победил уже в первом туре, набрав более половины голосов проголосовавших избирателей. Впрочем, кандидат от Монгольской народной партии отстал от него не намного, всего на несколько процентов. Но, так или иначе, большинство монголов выбрало уже устоявшийся нынешний политический курс и еще не полностью реализованные программы экономического развития страны в исполнении Цахиагийна Элбэгдоржа.

Читайте также: Могилу Чингисхана скоро найдут?

Это уже шестые по счету выборы главного монгола со времен распада мирового социалистического лагеря, в который огромная по степным и пустынным масштабам, но очень малонаселенная страна была вписана очень четко. Интересно, что именно Монголия, по мнению международных экспертов, наиболее плавно из стран бывшего социалистического лагеря как бы "въехала" в демократию.

Больших потрясений в связи с переходом на иную концепцию развития там все-таки не было, никаких особых революций или бунтов не отмечалось. Возможно, причиной такому спокойствию явился традиционный менталитет жителей практически моноэтнической страны. Монголов отличает спокойствие, упорство и удивительная способность приспосабливаться к любым условиям, как климатическим, так и экономико-политическим.

Как правило, ранее выборы президента Монголии проводились в мае, однако в 2013 году они были перенесены на более поздний срок из-за введения автоматизированной системы выборов и нового избирательного закона, принятого в декабре 2012 года (по монгольскому закону выборы можно проводить не ранее, чем через шесть месяцев после принятия избирательного закона).

Как гласят внешнеполитические справочники, самые первые всеобщие президентские выборы в Монголии проводились 6 июня 1993 года. Это были первые всеобщие выборы президента страны. Как отмечали международные наблюдатели, тогда выборы прошли спокойно и по всем правилам. Как и нынешние.

В период предвыборной компании Цахиагийн Элбэгдорж акцентировал внимание на том, что средства, полученные в виде иностранных инвестиций в монгольскую промышленность, пойдут на развитие инфраструктуры. А средства эти немалые. А его ближайший соперник Бадмаанямбуугийна Бат-Эрдэнэ делал упор в своей программе на национальное единство, экологические проблемы и использовании наиболее эффективных средств в добыче ресурсов.

Соперники Элбэгдоржа в президентской гонке акцентировали внимание избирателей на необходимость государственной монополии на недра. Это связано с тем, что в последние годы экономика Монголии пополнилась благодаря иностранным вложениям в разработку месторождений угля, золота, меди и других полезных ископаемых. Но, как видно, пока большинство монголов не видят насущной необходимости в госмонополии на недра, прекрасно понимая, что поток иностранных инвестиций может от этого обмелеть.

Что же ждать России от нового-старого президента? Изменятся ли отношения наших стран? На эти вопросы корреспонденту "Правды.Ру" отвечает заведующий сектором изучения Монголии Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Владимир Викторович Грайвороновский:

-- Эта соседняя с нами, большая по территории дружественная страна, граничит с нами на протяжении почти 3500 километров. Нас до сих пор связывают прочные контакты, и президентские выборы в Монголии важны, по большому счету, не только для этой страны, но и для России. Особенностью этих выборов стал гораздо меньший накал политической борьбы, чем было раньше. Кстати, впервые была выдвинута кандидатура женщины, она в настоящее время является министром здравоохранения.

Я изначально думал, что действующий президент Элбэгдорж выиграет выборы. Он уже четыре года отработал, показал себя активным, энергичным президентом. В настоящее время с победой Элбэгдоржа в Монголии сложилась ситуация, при которой все три главные вершины власти находятся в руках одной партии — демократической. На парламентских выборах в прошлом году большинство победили представители также демократической партии.

По заявлениям Элбэгдоржа, он хочет реализовать ряд тех реформ, которые он наметил и внес по ним предложения в парламент. Что касается внешней политики, то приоритетными направлениями являются отношения с ближайшими соседями, с Россией и Китаем, причем таким образом, чтобы не попасть в одностороннюю зависимость ни от одной, ни от другой сопредельной страны.

Кроме того, в стране провидится так называемая "Политика третьего соседа". Имеется ввиду сотрудничество с влиятельными в мире странами, которые могут помочь и помогают Монголии в экономике и других областях. К ним относятся на данный момент США, Япония, Великобритания, Германия, Южная Корея, Турция, и даже Индия по новой редакции этой концепции. Думается, что в Монголии будут продолжать эту политику, особенность которой в том, что "политика третьего соседа", не направлена против первых двух (Россия и Китай). Но объективно получается, что сейчас Монголия активно развивает отношения с третьими соседями.

Что касается треугольника отношений Монголия-Россия-Китай, позиции нашей страны все-таки ослабли, а вот монголо-китайские отношения развиваются более динамично. В настоящее время во внешнем обороте Монголии Китай занимает около 50 процентов, а Россия менее 20.

Думается, что больших, радикальных изменений во внешней политике Монголии не предвидится. Впрочем, уже намечено несколько крупных совместных российско-монгольских проектов, которые, по замыслу, смогут значительно усилить позиции России в торгово-экономических отношениях с этой центральноазиатской страной. В частности, речь идет об участии России в строительстве новых монгольских железных дорог, связывающих юг этой страны со столицей, Улан-Батором.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить