10 самых видных политиков 2011 года по версии "Правды.Ру"

Политики года: жертвы и кукловоды

2011 год подарил миру своих политиков-героев. Поскольку основные события происходили в арабском мире, арабов в списке больше всего. Впрочем, интересные вещи творились и в Европе, и на востоке Азии, и в Латинской Америке, и на каждом континенте были свои герои. "Правда.Ру" предлагает свою версию десяти наиболее видных политиков уходящего года.

Одним из главных героев 2011 года стал Муаммар Каддафи, почти 42 года являвшийся ливийским лидером. Он поставил своего рода рекорд современности, семь месяцев в одиночку сражаясь против иностранной агрессии (страны НАТО плюс арабские монархии). Он до конца оборонял свое родное гнездо Сирт, который пал лишь после того, как были исчерпаны все возможности для дальнейшей обороны. Кадры со сценой его отвратительного убийства, обошедшие весь мир, не привели однако к успокоению кипящих в Ливии страстей. Параллельно ухудшению жизненного уровня населения многие ливийцы все чаще вспоминают своего лидера и отказываются верить в его гибель.

Читайте самое интересное о событиях в Азии

В уходящем году мир потерял и еще одного диктатора — "Солнце нации", вождя КНДР Ким Чен Ира. Слухи о его болезни ходили давно, недоброжелатели уже несколько раз ошибочно его хоронили. Но 17 декабря стало понятно: "Любимый Руководитель" действительно скончался. И теперь мир с тревогой следит, что же станет с самой закрытой в мире страной, располагающей к тому же ядерным оружием. А Ким Чен Ир унесет с собой в мавзолей как государственные тайны, так и тайны своей бурной частной жизни. Которые интересуют многих не меньше, чем политика.

Для Сильвио Берлускони год обернулся прощанием с премьерским креслом. Италия угодила в пучину серьезного кризиса, эксперты начали рассуждать о дефолте третьей экономики еврозоны и восьмой — мира. Сокращение государственных расходов, бесконечные судебные процессы и скандальные вечеринки "бунга-бунга" сделали свое дело. Рейтинг Берлускони скатился до небывало низкого уровня, и ему пришлось уйти. Правда, он навсегда вошел в историю Италии как первый в послевоенной истории премьер, отработавший свой срок до конца. Место в истории футбола и в истории телевидения ему уже обеспечено давно.

Читайте самое интересное о событиях в Европе

2011-й год можно смело называть годом катарского эмира Хамад Бен Халифа ат-Тани, доказавшего всему миру, что важнейших успехов на международной арене можно добиваться и без наличия больших людских и военных ресурсов, не обладая к тому же большой по площади территорией. Свержение Хосни Мубарака в Египте и особенно старого врага Каддафи открыло для него широкие горизонты для реализации своих амбиций в арабском мире и на африканских просторах.

В "звездном" списке нельзя обойтись без председателя КНР Ху Цзиньтао, при котором в условиях углубляющегося мирового кризиса Китай по-прежнему демонстрирует завидные по западным меркам темпы экономического роста, параллельно чему происходит дальнейшее укрепление китайской военной машины. А на фоне этого лидер Поднебесной делает громкие заявления вроде необходимости дальнейшей подготовки ВМФ КНР к войне и уже на равных пытается говорить с американским президентом Обамой по волнующим США мировым проблемам.

Читайте самое интересное о событиях в Африке, Латинской Америке и Океании

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отличился в уходящем году сразу по нескольким направлениям. Так, он был среди самых активных участников войны в Ливии. Он выступил главным противником идеи "коллективного спасения" евро, не захотел делиться с Евросоюзом финансовой независимостью, за что его записали в главные "могильщики европейской идеи". Кэмерон первым из британских премьеров признал, что политика интеграции мусульман в английское общество зашла в тупик, и впервые за долгие годы заговорил о христианских корнях Британии.

В 2011-м году очень ярко проявил себя турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган, который открыто продемонстрировал себя как лидер региональной сверхдержавы, бросившей вызов практически всем своим соседям и былым союзникам, начиная от Сирии и кончая Израилем. А его вызывающие заявления по Кипру и Франции вызвали опасения по поводу дальнейшего выстраивания отношений Анкары с Евросоюзом. И наконец, небезуспешные попытки Эрдогана в плане получения более серьезного влияния в Палестине, а также таких арабских странах как Тунис, Египет и Ливия вызывают подозрения в том, что он, ввиду событий "арабской весны", намерен использовать их для восстановления прежнего турецкого влияния, утраченного при развале Османской империи.

Читайте самое интересное о событиях на постсоветском пространстве

Человеком года в Латинской Америке и женщиной-политиком можно смело назвать президента Аргентины Кристину Фернандес де Киршнер. Так, в начале года был перехвачен сомнительный груз из США, где были приборы для прослушивания и кодировки информации, предназначенные для подразделений аргентинского спецназа. Киршнер не раз выступала с критикой США. Она же упорно выстраивала единый латиноамериканский фронт против Великобритании с целью заручиться поддержкой в споре за Фолклендские (Мальвинские) острова. Сегодня она борется с раком — ей предстоит операция. Тем не менее никакие недуги не помешали ей триумфально переизбраться на новый президентский срок.

Еще одной важной фигурой стал сирийский лидер Башар Асад, которого Запад и его арабские союзники ошибочно расценили "слабым звеном" и который успешно противостоит враждебному нажиму уже 10 месяцев. И при этом пытается провести реформы. Все попытки дестабилизации его режима пока закончились крахом и судя по всему, без иностранного военного вмешательства или организации "дворцового переворота" свергнуть его не удастся.

Читайте самое интересное о событиях в Северной Америке

Замыкает десятку политиков года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Подготовленную с его подачи новую конституцию страны уже назвали "миной замедленного действия". В документе не признаются однополые браки и аборты, указано на христианские корни Венгрии, что является настоящим вызовом для Европы. А главное — Венгрия взяла на себя обязательство по защите соплеменников в соседних странах, между строк можно прочитать и территориальные претензии к соседям. На Орбана обрушились, кажется, все — от Ангелы Меркель до генсека ООН Пан Ги Муна. Но он и бровью не повел. С 1 января 2012 года "неполиткорректная" конституция Венгрии вступает в силу.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить