Двоякий след Сталина в Центральной Европе

5 марта - очередная годовщина смерти Иосифа Сталина. Одним из краеугольных камней его внешней политики стало превращение ряда стран Центральной Европы в государства социалистического лагеря. В те годы для безопасности СССР это было необходимо. Но это отрицательным образом сказалось на отношениях России с этими странами в наше время.

В течение 1945-1949 гг. практически во всех странах Центральной Европы к власти пришли коммунисты. Это было следствием победы Красной Армии в Великой Отечественной войне. Сталин сполна использовал фактор пребывания советских войск и агентов Госбезопасности на территориях сопредельных государств и помог лояльным себе людям прийти к власти. Запад протестовал, но тщетно. В результате Венгрия, Восточная Германия, Польша и Чехословакия стали соцстранами.

Читайте: У России есть основания для огромного иска к Польше и Эстонии.

Едва коммунисты взяли власть, начались социалистические преобразования. Частная собственность конфисковывалась, на селе проводилась коллективизация. Хотя условия там отличались от советских, почти все вожди новых социалистических стран следовали указаниям Кремля. Политиков, не лояльных новым властям, либо репрессировали, либо они сами бежали с родины.

Можно ли было Сталину не создавать своего рода «санитарный кордон» на западных границах? Вряд ли. В 1946 году началась «холодная война», и в США существовали планы атомной бомбардировки советских городов. Если бы Сталин ослабил «хватку» и вывел войска из Восточной Европы, туда бы немедленно пришли американцы и англичане. На советских границах снова бы стояли враждебные армии. Так что решение создать социалистический лагерь во многом спасло мир и от Третьей мировой войны, и от прямых боестолкновений между СССР и западными союзниками.

Когда в Польше и Чехии жалуются на «тоталитаризм», они забывают, что своими нынешними границами они обязаны именно Сталину. Да, поляки потеряли западные районы Украины и Белоруссии. Но взамен они получили обширный выход к Балтийскому морю и ряд развитых территорий в районе современных Познани и Вроцлава, откуда были выселены 4 миллиона немцев. Из Чехословакии - 3,5 млн., в течение 20 довоенных лет угрожавших ее государственности. И это советский генералиссимус на встречах с западными союзниками настаивал на необходимости выселения польских и чешских немцев.

Читайте: Участники событий 1968 года: "чехи жили при коммунизме".

В то же время политика Сталина в бывших соцстранах не лучшим образом отразилась на будущих отношениях России с государствами региона. Так, Венгрия и Польша были известны своими мелкими крестьянскими хозяйствами, дававшими львиную долю ВВП страны. Колхозы же, куда крестьян преимущественно загоняли насильно, были куда менее эффективны. В свою очередь, Чехословакия и ГДР имели развитую даже по западным меркам промышленность, находившуюся преимущественно в частных руках. Однако после установления социализма её ориентировали на выпуск устаревшей продукции, что в итоге обернулось отставанием от Запада.

Кроме того, жители этих стран не могли свыкнуться с тем, что их руководители безропотно выполняли волю Сталина. Раздражали и памятники советскому вождю, выраставшие, словно грибы после дождя. Ни о каких гражданских свободах говорить не приходилось. Миллионы людей лишились собственности, стоимость которой им не возместили. С течением времени разница в уровне жизни между жителями соцстран и государств Западной Европы росла, в чём поляки, венгры, чехи и восточные немцы винили Советский Союз. Массовой поддержки социализм советского образца в этих странах не имел, и кровавые события в ГДР 1953 года, Венгрии 1956 г., Чехословакии 1968 г., Польше 1956, 1970 и 1981 гг. это подтверждают. Едва СССР ослабил давление на эти государства, социализм в них пал.

Итоги сталинской политики в Центральной Европе оказались противоречивыми. С одной стороны, повторим еще раз, он смог обезопасить западные рубежи СССР на достаточно длительное время. С другой, жестокие методы сталинского руководства оттолкнули от России большинство жителей этих государств и поспособствовали тому, что после краха социализма они стали проводить антироссийский курс. Но крупные фигуры редко проводят однозначную политику. Сталин, безусловно, был крупным политиком и геополитиком.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить