Андре Юнебель: герои, злодеи и душа народа

Пятьдесят лет назад Франция, да и вся Европа были не те, что сейчас. На экране тогда царили не коммерческие блокбастеры, а искренние фильмы с героями, злодеями, красавицами, погонями и драками. Истинно народным режиссером Франции был Андре Юнебель — в СССР знали и любили такие его картины, как "Фантомас" и "Тайны бургундского двора" с Жаном Маре.

Будучи мальчишкой, я только на него и молился — как и миллионы французских ребят, даже те, которые никогда не читали титров к фильмам. Уже само имя Юнебель гарантировало дуэли и скачки на лошадях, а также много поэзии и сказочно очаровательную историю, как у Дюма, если вы понимаете, что я хочу сказать — все то, что существовало до появления двигателя внутреннего сгорания! Юнебель — это благородство, гордая осанка и голос Жана Маре в трех исторически последовательных шедеврах: "Горбун", "Капитан" и "Чудо волков" ("Тайны бургундского двора" в советском прокате).

Читайте также: Скучный Апокалипсис в Нью-Йорке

На дворе 1960-й год — и еще можно помечтать, генерал де Голль снова у руля, Кеннеди в добром здравии, Алжир все еще французский и можно верить в Деда Мороза! А затем увидит свет серия приключений Фантомаса ("Ты от меня не уйдешь, Фантомас, ты не уйдешь!") — эта радостная метафора о кибернетической и индустриальной трансформации Франции, и конечно — "Агент 117", которого как следует пародировал наш друг Жан Дюжардан, вызывая ностальгический запор у молодежи, лишенной культурного наследия (ах, а та сцена с муэдзином…).

Юнебель продержался до 70-х годов, без сомнений — слишком долго; но он был не один. Затем он вышел из моды и был презираем всеми и вся. Я не нашел ни одного посвященного ему во Франции блога! Юнебель — ну конечно, скажут нам — это отсталая, прогорклая и заплесневевшая Франция; это Франция плаща и шпаги, фашиствующих шпионов и неказистых мундиров. Однако, что больше всего меня удивило и порадовало — это то, что он очень высоко ценился в Советском Союзе, где в прокате были почти все его фильмы, где Жан Маре был такой же звездой, как и на родине, в то время как его полностью игнорировала (не сомневайтесь в этом!) американская матрица.

Юнебель пришел в кинематограф слишком поздно, как Франсиско Писарро в Перу. Он был народным мастером по стекольному делу — мастером высшего уровня, он был специалистом по созданию церковных витражей, а до того он прошел курс наук в политехническом институте! И это был вовсе не кретин, предусмотренный нашей левой прессой! Именно эта жилка народного умельца дала мощное основание христианскому наследственному вдохновению его народных фильмов. Народных — не значит коммерчески выгодных, это значит — вдохновленных душой народа и его памятью.

Безотлагательно на второй день войны он начал феноменальную и ни с чем не сравнимую карьеру на службе у Франции, служа ее воображению, истории и ауре. Но все это он делал, сохраняя в себе и в своих творениях дух детства, радость и доброе настроение, без педантизма старых мэтров той эпохи во главе с Жаном Делануа — строгим, никогда не смеявшимся протестантом! Он снимает комедии и маленькие притчи о цветущей любви современных французов, он иллюстрирует наши исторические альбомы и создает образы народных персонажей, мушкетеров — и так зреют его великие шедевры. Ведь наш стекольных дел мастер добавит несколько новых витражей к кафедральному собору Франции.

Если хорошенько подумать, да еще при этом хорошенько поразмыслить (ведь когда думаешь, то забываешь смотреть внимательно), то "Горбун", "Капитан" и "Чудо волков" — это великие патриотические кинокартины. Будь то необходимость борьбы со спекуляцией (живем-то мы в эпоху Закона) и развратными предателями, или же схватка с иноземными заговорщиками и Кончини ("Шевалье, я зделаю ис ваз шбиона и фы бутете мне злушить!…"); наконец, нужно выступить против зловещего Карла Смелого — герцога Бургундского, который мечтает лишь о том, чтобы раздробить королевство и выкрасть короля. Ну, а кроме того, — это и великие приключенческие фильмы с демонстрацией настоящей физической силы, с отборными бретерами, с прекрасными борцами (Роже Анен тут великолепен, впрочем как и все это десятилетие), с неописуемым восхождением на башню и освобождением принцессы, с замечательными погонями верхом на лошадях. Словом — мы грезим наяву. А к прочему — тут присутствует французский дух, всегда острые шутки, кокетливый тон влюбленного Бурвиля и его итальянской субретки. А в конце — великий романтизм финала и взмах шпаги короля или регента, который возвращает порядок стране, потерявшей всякую опору.

Эта серия трансцендентных фильмов не имеет себе равных в истории современного кинематографа. В те годы еще верилось во Францию, о Франции у людей имелось определенное представление, Франция существовала не для того, чтобы забавлять галерею Twitter, бомбардировать Ливию или наносить самой себе увечья, состоя на службе у брюссельских сумасшедших.

Когда я думаю о фильмах Юнебеля, я вспоминаю три сцены: возвышенный диалог Кончини и Жана Маре, который не дается на подкуп, потому что он "хоть и из мелкого, но благородного дворянства"; затем — гомерическая драка в извилистых коридорах дворца заговорщиков; и, собственно говоря, — само чудо волков, когда мы видим этих добрых тварей, обступивших и защитивших от злодеев прекрасную итальянскую героиню (это ведь были времена чудесных национальных сотрудничеств — совместных производств кинофильмов, и не было никакой нужды в Европе с ее "козликами"); и наконец — урок фехтования неловкого и закомплексованного, но в то же время серьезного Бурвиля, пообещавшего бороться против узурпации.

Читайте также: Наполеон и три звериные шестерки

Касательно же воспитания прелестной Авроры, которая впоследствии станет женой своего воспитателя — шевалье Лагардера, то тут стоит кое-что напомнить: в холодном, схоластическом римейке этого фильма с Даниелем Отеем в главной роли упразднено бракосочетание в финале. Политически-то некорректно: мелкие буржуа, управляющие нами или развлекающие нас, зажаты гораздо более, чем мы можем себе представить!

Не будем унывать и впадать в ностальгию — подумаем о будущем Франции, полном грязных долгов, беглых бандитов, способствующих распутству законов, и с целым потоком халтурного кино. … А что же до будущего Франции — то не пора ли хоть и не знатным, но добрым благородным людям, не забывая своих слуг-фехтовальщиков, заняться этим вопросом?

В любом случае, знайте: ты не уйдешь от меня, Фантомас, не уйдешь!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
США взорвали атомную бомбу неизвестно где. Видео
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры