Как не стать зомби в информационной войне

Ряд наблюдателей склонны называть нынешнюю ситуацию в мире — Третьей мировой войной. Она отличается от "горячей" и "холодной" тем, что это, прежде всего, пропагандистско-психологическая война с учетом современных технологий, рассчитанная на покорение других стран без выстрелов — путем зомбирования сознания человека. Как выжить в информационной войне?

С древнейших времен известны воззвания и листовки, в которых использовались элементы современной информационной войны. В них можно выделить семь следующих элементов:

1) точное определение противника;

2) обращение к "лучшим" людям;

3) симпатия к простым людям;

4) выступление в поддержку законного правительства;

5) подчеркивание своей силы и высоких моральных качеств;

6) призыв к единству;

7) обращение к религии.

Время вносит свои корректировки, так все чаще в странах западного мира религия замещается светской идеологией, а под "лучшими людьми" понимается элита того или иного государства. Но поскольку человек мало изменился со времен праотца Адама, все методики выполнены по одинаковым лекалам.

Читайте специальный сюжет Pravda. Ru об информационных войнах

Прежде чем приступить к рекомендациям, давайте посмотрим, что такое информационная или психологическая война в реальности. Не будем зацикливаться на определении этого термина — лучше обратимся к примерам. Недавно вышел блокбастер "300 спартанцев: Расцвет империи", где афинский стратег Фемистокл сражается за свободу Греции против персидского царя Ксеркса. В современном фильме о методике ведения психологической обработки не сказано ни слова, хотя в действительности Фемистокл, не менее хитроумный чем Одиссей, применял такую тактику. Вот как об пишет "отец истории" Геродот:

"Фемистокл же выбрал несколько самых быстроходных афинских кораблей и поплыл с ними к местам, где была пресная вода. Он велел вырезать на камнях надпись, которую на следующий день прочитали прибывшие к Артемисию ионяне. Надпись эта гласила так: "Ионяне! Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков и помогая [варварам] поработить Элладу. Переходите скорей на нашу сторону! Если же это невозможно, то, по крайней мере, хоть сами не сражайтесь против нас и упросите карийцев поступить так же. А если не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжелой цепью принуждения и не можете ее сбросить, то сражайтесь, как трусы, когда дело дойдет до битвы. Не забывайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царем". Фемистокл, как я думаю, написал это с двойным умыслом: либо ионяне изменят персам и перейдут к эллинам (если это воззвание Фемистокла останется неизвестным царю), либо Ксеркс, получив донесение об этом, возьмет ионян под подозрение и сам не позволит им участвовать в морских битвах".

Современные комментаторы к Геродоту указывают, что воззвание Фемистокла, по-видимому, успеха не имело, так как элита ионийских городов была настроена проперсидски: она была довольна миром, установленным персами, и умеренными податями. Что касается задумки бросить тень подозрения на союзников персов, нам неизвестно, удалась ли она. А вот и недавние примеры, которые применяет в информационной войне против России украинская сторона.

Читайте также: Информационные бои: телекамера стоит дивизии

Известный журналист Аркадий Мамонтов в беседе с корреспондентом Pravda. Ru рассказал, что он и его команда, работая на Украине, "никогда не опускались до того, чтобы обмануть кого-то или подставить человека, который не участвовал в событии, или событие, которое как бы было, а на самом деле его не было. Не менял кадры местами, как это делают украинские коллеги, которые показывают, например, какое-то событие, скажем, о присутствии российских военных в Крыму и показывали картинки из учений, которые происходили в России, как будто это в Крыму. Или знаменитая история, как русские солдаты изнасиловали маленькую девочку в Севастополе, и доказательства были — показали женщину в синяках, лежащую на кровати, оказалось, что это была дама из США, которая перенесла пластическую операцию".

О другом способе ввести в заблуждение тех, кому хотят запудрить мозги, поведал еще один собеседник Pravda. Ru адвокат и вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб. Имеется в виду случай, когда украинские СМИ написали о том, что жители Крыма могут лишиться своего недвижимого имущества по причине изменения статуса республики.

Читайте также: Владислав Гриб: Сообщения об изъятии имущества крымчан — циничная ложь и пропаганда Киева

В интервью Pravda. Ru сотрудник Фонда развития гражданского общества и блогер Станислав Апетьян отметил, как важно обращать внимание на источник информации: "Нужно правильно оценивать источники информации, откуда вы ее получаете, то есть проверять источники, пользоваться теми, которым вы можете более-менее доверять. Разумеется, если речь идет о крупных информационных агентствах, то этой информации верить, скорее всего, можно. Хотя, конечно, гарантии правдивости ее никто не даст. Если же речь идет о какой-то совершенно никак не подтвержденной информации, распространяемой, например, в социальных сетях, то нужно быть особо осторожным. Нужно, по крайней мере, понять, или найти, откуда эта информация пошла, дальше уже смотреть об источнике, который ее первоначально дал".

— Набор всех признаков психологической обработки, когда в информации присутствует умолчание и передергивание фактов. Это первейший признак того, что на нас пытаются влиять.

— Утрата критического отношения к источнику информации, отсутствие здравого смысла, когда из очевидных посылок делаются неверные выводы. При этом неважно, искажает тот или иной источник информацию намеренно или сам введен в заблуждение. Словом, доверяй, но проверяй.

— Навешивание ярлыков. Любая метафора, образность воздействует на подсознание, а не на логическое мышление человека. Поскольку в настоящее время одиозной фигурой на Западе считают Гитлера, следовательно, чаще всего политиков уподобляют ему. Запомните: любое сравнение — хромает!

Читайте также: Когда лучше "включать" мозги, а не телевизор

Более подробную информацию по методам ведения психологической войны и способам зашиты от массового оболванивания можно найти, например, в трудах авторитетного американского специалиста по идеологической войне, автора вышедшей первым изданием в 1947 году книги "Психологическая война" (Psychological Warfare), участника Второй мировой войны и послевоенных "горячих точек", полковника, доктора Поля М. А. Лайнбарджера (Paul M. A. Linebarger; 1913 -1966), а также известного советского и российского ученого Сергея Георгиевича Кара-Мурза в его "программном" произведении "Манипуляция сознанием".

Читайте также: Инфовойна Запада: РФ отбила первую атаку

И в заключение. Очень дельный совет дал читателям нашего издания генерал-майор ФСБ в запасе, член Совета по внешней и оборонной политике РФ Александр Михайлов: "Самым важным элементом информационной войны является распространение устной информации. В России большое количество людей, которые имеют родственников на Украине, большое количество людей, которые имеют там деловые связи. Эти связи можно использовать для доведения до наших соотечественников того, что там происходит".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить