"Телевизионная бригада с оператором стоит двух дивизий", изрек в свое время один из руководителей ЦРУ, отвечающих за психологические операции. События вокруг Украины подтверждают этот тезис: Запад развернул беспрецедентную за последние 20 лет пропагандистскую кампанию против России, широко используя электронные социальные сети и некоммерческие организации. О методах и целях этой борьбы — продолжение беседы главного редактора Pravda.Ru Инны Новиковой с профессором, деканом социологического факультета МГУ и президентом Российской социологической ассоциации Владимиром Добреньковым.
— Насколько ожидаемы были события на Украине, ведь у многих сложилось впечатление, что там что-то вяло тлело, а потом вдруг очень мощно вспыхнуло…
— Конечно, были ожидаемы. Основной вывод — Запад, во главе с Соединенными Штатами Америки являются исключительно враждебными по отношению к России. Я хотел бы публично сказать об этом, что Соединенные Штаты Америки для России никакой не стратегический партнер, никакой не друг и не брат — это враг номер один по определению, потому что Соединенные Штаты Америки хотят установить гегемонию над всем миром, диктат. И главное препятствие на их пути — это только Россия. Сейчас решается геополитическая судьба вообще мира. Враждебность и ненависть к России носит патологический характер в полном смысле этого слова.
Менталитет тех, кто определяет политику США — патологическая шизофрения. Я иначе не скажу. Потому что везде они видят свои национальные интересы — в Ираке, в Иране, в Югославии, в Судане, в Ливии и так далее, и так далее… Они не думают о том, что любая другая страна, суверенная и независимая, имеет собственные национальные приоритеты. Украина — это бывшая территория Советского Союза. Там живут русские, украинцы — один и тот же народ. И Украина, точнее Киев — колыбель русской цивилизации. Конечно, это наши национальные интересы. Мы не можем быть безразличны.
За последние два десятка лет американцы пытаются установить полный диктат над всеми странами. Если мы посмотрим на то, что происходит сейчас в мире, я считаю, что уже давно идет война — третья мировая. Но война нового типа — пропагандистско-психологическая против Украины, против России, против всех стран, которые отстаивают независимость и суверенитет и территориальный, и политический, война с учетом современных технологий, которые — телевидение, особенно интернет, могут вообще не выстрелив, не бросив ни одного снаряда, покорить другую страну путем зомбирования сознания человека.
Читайте также: Декан соцфака МГУ: Крым спасут не социологи
— А как же свободный обмен информацией, свобода слова?
— Со свободой слова эти заданные пропагандистские потоки ничего общего не имеют. Заметьте, целые структуры в виде НКО поддерживают западные инвективы. Это дает повод утверждать, что они в основной массе являются агентами влияния и инструментом психологической войны. НКО на Украине очень много! Исследователи называют это — упустили. Им дали возможность расцвести и они начали проявлять активность в кризисных ситуациях. И делать попытки манипуляции общественным сознанием. К примеру, на Украине последний год и НКО, и средства массовой информации активно тиражировали идею о присоединении к Евросоюзу, русский юго-восток оказался невосприимчив, но запад и центр Украины сумели возбудить до крайней степени. А в нужный момент, когда Янукович отказался подписывать соответствующий документ, эта идея стала запалом и поводом для майдана.
— И общим местом стало то, что Россия проигрывает информационные войны…
— Так и было до недавнего времени. Потому что СМИ всегда были вотчиной либералов, за государственный счет они поливали грязью политику государства и персонально его руководителей. Примеры всем известны. Но с Украиной выступили совсем по-другому, и на внутреннюю российскую аудиторию, и на международном уровне. Конечно, на мой взгляд, надо совершенствоваться, особенно в аргументации и в изучении социальных групп, применяя дифференцированный подход.
— Роль государства должна увеличиваться или все же надо рассчитывать на гражданское общество?
— У нас либералы называют гражданским обществом узкую группу своих единомышленников с проамериканским креном в голове. Доверия к нему быть не может. А в государстве есть научные, аналитические, силовые структуры, которые должны заниматься обеспечением информационной безопасности. Есть технические возможности не выпускать в пространство какую-то информацию. Это серьезнейшая задача.
И другая задача — это контрпропаганда. К примеру, выступал по радио Джульетто Кьеза, известный итальянский депутат, журналист: у нас члены итальянского парламента вообще не знают, что происходит на Украине. И многие люди не знают, что происходит сейчас, в связи с этими событиями. Зато из каждого европейского утюга, образно говоря, доносится — агрессор Россия, аннексия Крыма и так далее, и так далее. И они проглатывают и верят в это. И они верят в это. А ведь когда ведется последовательная целенаправленная пропаганда на умы и сознание людей в течение многих лет, у них формируется установка, когда они теряют способность сопротивляться внешнему влиянию. Вот начнутся военные действия против, условно, России, а они скажут, а мы не разделяем идеи, что надо защищать Родину от агрессора. То есть идет борьба за умы.
Идет зомбирование людей, манипуляция сознанием людей, причем сейчас технологии позволяют делать это. Объект номер 1 в мировом информационном потоке — Россия. И государство, государственный аппарат должен организовать противодействие информационной агрессии, это условие выживания страны.
— Одна из последних тем, которую в связи с вхождением Крыма в состав России разыгрывают западные пропагандисты — экономическая изоляция России, которая чуть ли не погибнет без контактов с Европой и США…
— Европа нас хочет наказать, исключить из своих структур. Да нам и не надо там находиться. Мое твердое убеждение — разумная автаркия, не полная изоляция, а автаркия, мы не только выживем, мы победим! Это даст нам возможность сосредоточить все ресурсы на развитие нашей экономики. И это не только промышленность, но и то, что мы сейчас упустили — сельское хозяйство. Сейчас мы сидим на игле, от 65 до 85 процентов продовольствия закупаем. Если мы вложим средства в сельское хозяйство, что даст продовольствие, чтобы с голоду не умереть, и сырье даст для промышленности. Да мы сможем весь мир накормить. Все, что сейчас происходит, это урок для нас, для России.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.