"Эффективные менеджеры" довели космос до ручки

Недавно на Международной космической станции нашли дырку. Потом потерпел крушение ракетоноситель "Союз-ФГ", который должен был вывести на орбиту пилотируемый корабль "Союз МС-10". Это — случайности или системные проблемы? А может быть — крах всей системы, а не только космической отрасли? О причинах космических проколов и советском опыте "Правде.Ру" в программе "Точка зрения" рассказал известный писатель и научный журналист Владимир Губарев.

— Владимир Степанович, на ваш взгляд, насколько серьезна опасность отверстия, которое обнаружили на Международной космической станции? И как такое могло случиться, откуда оно могло взяться?

Сначала говорили, что это может быть какой-то мелкий метеорит, космический мусор, но теперь все больше склоняются к мнению, что все-таки это — человеческих рук дело…

— Это — вообще детективная история. Можно написать неплохой детектив или приключенческий роман вокруг этой дырки и ее появления.

Некоторые даже договорились до того, что чуть ли не американцы ее просверлили для того, чтобы из российского сектора выпустить воздух. Все это — глупости, конечно. Я почти уверен, что эта дырка — результат ошибки во время изготовления корабля.

И ошибка эта — вполне конкретного человека, который устанавливал там оборудование и прочее. Я думаю, что человек сделал дырку в орбитальном отсеке, конечно, не умышленно, но испугался. Потому что делается крупный космический корабль — уникальная вещь,… и вдруг он приходит и говорит, что сделал дырку. Значит — все насмарку, срыв всей работы.

Нужно менять орбитальный отсек, корпус менять. Это — задержка всего. И что этому человеку будет? Все, что угодно, вплоть до уголовной ответственности, хотя он это сделал случайно.

Раньше Королев всегда говорил: "Признайтесь в своей ошибке, и мы не будем вас наказывать". А Макаров на уникальнейшем заводе ЮЖМАШ в Днепропетровске говорил: "Если рабочий признается, что он что-то не то сделал, то мы будем его поощрять".

И это было. Такое действительно случалось. Были случаи, когда останавливали строительство ракеты — снимали ее с производства и начинали заново из-за того, что рабочие признавались, что сделали что-то неправильно.

Но сейчас ситуация очень изменилась, и я представляю, что грозит этому инженеру или сборщику, который это сделал. Он знал, что в орбитальном отсеке это не грозит гибелью космонавтов, потому что они находятся в капсуле, а орбитальный отсек отстреливается на орбите при сходе с орбите. Поэтому дырка была просто заделана герметиком.

— Это все-таки грозит имиджевыми потерями?

— Конечно, и в любом случае нельзя такого делать. Это все равно — очень опасно, потому что герметик потек в вакууме, и воздух начал выходить. Хорошо, что это обнаружили космонавты, но это может привести к возникновению любых ЧП, по крайней мере, к тому, что нельзя использовать этот корабль для посадки. Но это маловероятно.

Думаю, что если бы этот корабль отошел от станции и спустился на Землю, отстрелили бы отсек и никто бы об этой дырке не узнал. Но это не случилось, потому что герметик не выдержал, и космонавты, между прочим, сделали то же самое, что сделали на заводе. Опять же все это произошло из-за отсутствия комплексной проверки, строгой военной приемки.

В советское время это была еще одна система контроля, причем ответственного контроля, потому что военные отвечали погонами, головой и чем угодно. Но ее ликвидировали.

И к тому же еще ввели совершенно нелепые вещи. Были государственные стандарты на производство продукции, а сейчас каждое предприятие может устанавливать их само себе…

Раньше по электронике для космических целей отбраковка доходила до 97 процентов. Все хоть немного сомнительное отсеивали военные специалисты, только три процента шло на ракеты, а 97 процентов — в бытовую технику. Практически вся советская бытовая техника развивалась за счет этого брака. А сейчас этого нет, и все делается очень грубо. Но это — недопустимо, особенно когда это касается такой техники, как атомная, космическая, электронная…

— Как вы думаете, на высшем уровне известны эти проблемы? И что необходимо сделать для того, чтобы подобное не повторялось?

— Я сейчас стал разделять точку зрения Андрея Дмитриевича Сахарова, который говорил, что во главе государства и в руководстве вообще должно быть как можно больше технарей — людей, которые разбираются в сути дела. Сейчас у нас, к сожалению, в руководстве страны — очень много менеджеров, людей, которые ничего не знают, кроме потоков денег.

И это очень грустно, потому что оценка работы людей идет не по качеству работы, не по достижениям, а лишь по тому, как они тратят деньги или их добывают.

К сожалению, такова капиталистическая система, и ничего с этим не поделаешь. А мы построили к тому же неразвитой капитализм.

Само собой, и во главе отраслей, тем более таких сложных, должны стоять очень грамотные люди, которые очень разумно и эффективно должны использовать то, что у нас есть, пока еще есть…

Потому что престиж профессии космической, к сожалению, падает. И это — очень печально. Потому что не будут приходить талантливые люди.

Нужно изменить отношение к самому великому, что у нас есть. Оно не должно теряться, это обязательно должно оставаться и прирастать, развиваться. Тогда и все остальное у нас в стране будет нормально.

— Надо идти вперед, конечно же.

— Никто и не ходит назад.

Беседовала Лада Коротун