Марс скоро проснётся

Пока Марс остается холодной радиоактивной пустыней, жизнь на его поверхности невозможна – но ситуация может измениться. Климат на Красной планете через какое-то время может стать теплым и влажным. К такому выводу пришли эксперты, изучив новые фотографии марсианских вулканов.

Как показало исследование, проведённое под эгидой НАСА, три больших марсианских вулкана пока бездействуют, однако геологические процессы могут разбудить их. Обычно извержения вулканов сопровождаются гигантскими выбросами парниковых газов в атмосферу – в первую очередь, это касается углекислоты.

Таким образом, в случае новых крупных извержений, Марс ожидает своё «глобальное потепление». В атмосферу были бы выброшены значительные количества воды и углекислого газа, что, возможно, стало бы индуктором новой марсианской жизни.

Исследователи изучили потоки застывшей лавы вокруг трех больших марсианских вулканов, сравнивая их поверхностные особенности с тем, что наблюдается на Гавайских островах. Анализ дал неопровержимые доказательства, что марсианские вулканы не потухли, отмечается в статье для журнала Journal of Geophysical Research (Planets).

Все три вулкана находятся в области Тарсис – огромной возвышенности на поверхности Марса, около 4000 километров в поперечнике и до 10 километров высотой. Эти вулканы – гиганты по сравнению с сицилийской Этной или гавайским Килауэа. Диаметр каждого из них не менее трёхсот километров. Они формируют горную цепь, названную Тарсис Монтес и представляющую собой огромное вулканическое нагорье в области к западу от Долины Маринера в районе экватора. Горы имеют протяжённость около 6000 км и среднюю высоту до 8 километров.

Вулканическая деятельность ранее здесь не наблюдалась, однако дефицит больших кратеров в регионе указывает на то, что вулканы появились в марсианской истории относительно недавно. Изучение потоков лавы вокруг Тарсис Монтес показало, что древнейшие извержения происходили на вулкане Арсия, который считается одним из наиболее высоких вулканов в Солнечной системе, и перемещались на северо-восток по горной цепочке, пишет Physorg.com.

До настоящего времени для изучения вулканов Марса не было достаточно чётких и детальных фотографий, которые могли бы рассказать об особенностях марсианского нагорья. Теперь же благодаря последним миссиям к Марсу, включая Mars Odyssey, Mars Global Surveyor и Mars Express, учёные получили информативные изображения.