Лютеция могла стать планетой...

Ученым, наконец, удалось исследовать загадочный древний астероид Лютеция. В прошлом году космический аппарат ЕКА Rosetta впервые сделал его детальные снимки, а недавно астрономы пришли к заключению, что у этого небесного тела, сформировавшегося практически одновременно с нашей Солнечной системой, были все шансы стать полноценной планетой!

Лютеция принадлежит к Главному астероидному поясу. Астероид был открыт 15 ноября 1852 года немецким астрономом-любителем Германом Гольдшмидтом, по профессии художником, который наблюдал небесное тело из окна своего дома над кафе "Прокоп" в Париже. Название объекту было дано в честь древнего поселения Лютеция, когда-то располагавшегося на месте нынешней французской столицы.

Как показали дальнейшие наблюдения, Лютеция не пересекает орбиту Земли и делает оборот вокруг Солнца за 3,80 юлианских лет.

Читайте также: Астрономам удалось потрогать астероид

10 июля 2010 года зонд Rosetta, основной целью которого являлось изучение кометы Чурюмова-Герасименко, пролетел мимо Лютеции на скорости 54 тысячи километров в час и "мимоходом" сделал серию фотографий с расстояния 3170 километров.

В марте 2011 года рабочая группа по номенклатуре планетной системы Международного астрономического союза (МАС) дала наименования деталям рельефа Лютеции. Так как город Лютеция, в честь которого был назван астероид, когда-то входил в Римскую империю, кратеры мини-планеты получили названия городов Римской империи и соседних с ними европейских территорий эпохи существования французской Лютеции (с 52 года до нашей эры по 360 год нашей эры).

Один из регионов Лютеции-астероида назвали в честь первооткрывателя космического тела Гольдшмидта, остальные — именами древних римских провинций. Отдельным фрагментам рельефа присвоили названия рек и смежных районов Европы все той же "лютецианской" эпохи.

В сентябре этого года в качестве точки привязки системы координат долготы полушарий Лютеции на карте, через которую был проведен нулевой меридиан, был избран кратер диаметром 1,5 километра, получивший древнее название одного из современных городов — Энс.

Между тем, чтобы проанализировать данные снимков Лютеции, сделанных "Розеттой", понадобился целый год. Дело в том, что этот 130-километровый астероид намного старше других аналогичных объектов Солнечной системы и возник на заре ее формирования. К тому же он в своем роде уникален, так как хотя относится к спектральному классу M, проявляет свойства, не типичные для своего класса. В частности, в составе его поверхности мало металлов: плоские низкие спектральные частоты выдают присутствие аналогичных углеродистым хондритов, характерных скорее для астероидов С-типа.

Выяснилось, что одни участки поверхности Лютеции на протяжении около 3,6 миллиардов лет остаются неизменными, а другие по астрономическим стандартам очень молоды — им около 50-80 миллионов лет. Возраст планет, спутников и астероидов, не имеющих атмосферы, определяется путем подсчета кратеров на их поверхности: чем больше кратеров, тем старше поверхность.

Так вот, одни части Лютеции буквально усеяны кратерами, а другие покрыты оползнями, образовавшимися относительно недавно, вероятно, под воздействием вибрации в результате соударений с метеоритами. В пользу "метеоритной" версии свидетельствует и устилающий поверхность километровый слой пыли, а также гигантские валуны диаметром 300-400 метров.

В то же время спектрометр Rosetta VIRTIS зафиксировал, что во всех наблюдаемых регионах состав почв Лютеции является более-менее однородным. Это довольно странно для объекта такого размера, фрагменты поверхности которого имеют столь разный возраст.

Исследователи предположили, что некогда астероид пытался "вырастить" в своих недрах железное ядро. А значит, он теоретически мог стать планетой, такой же, как и Земля! Хотя масса Лютеции оценивается в 1,7 триллионов килограммов, что меньше, чем ожидалось, ее плотность очень высока для астероида: 3400 килограммов на кубический метр. Это может указывать на то, что в недрах Лютеции скопилось огромное количество железа.

Правда, по-видимому, металлическое ядро так и осталось сформированным не полностью: для образования полноценного ядра необходима энергия радиоактивного распада, однако, как показывают данные, полученные Rosettа, на Лютеции отсутствуют следы расплавления скальных пород.

Читайте также: По орбите Земли скачет троянский… спутник!

Следовательно, астероид испытал внутренний нагрев, причиной которого явился неизвестный источник. Нагревание дало толчок к формированию ядра, но его оказалось недостаточно для завершения процесса. Это загадка, которую астрофизикам еще предстоит разгадать.