Термит - мелкий король африканских саванн

Проанализировав данные последних исследований, экологи окрестили королем саванн не льва, а… термита. Вклад, который вносит это скромное создание в развитие экосистемы, огромен. Колонии термитов стимулируют биоактивность животных и растений на значительных территориях и способны до предела повысить продуктивность единого природного комплекса.

Животные, которые обычно ассоциируются с африканской саванной — величественные львы, тяжеловесные слоны, возвышающиеся над всем вокруг жирафы, — как выяснилось, играют относительно небольшую роль в формировании экосистемы.

Как показывают исследования, которые продолжались три года, истинным королем саванны является термит. Американские ученые выяснили, что в центральной Кении это скромное создание, относящееся к роду Odontotermes, вносит бесценный вклад в формирование пастбищ, образовывая сеть равномерно распределенных колоний. Детали своего открытия экологи изложили в статье, опубликованной в журнале PLoS Biology.

"Такие хищники, как львы и леопарды, оказывают влияние скорее на популяцию, — заявил Роберт Прингл, исследователь из Гарвардского университета (США). — Как любит повторять американский биолог Вилсон, чаще всего мелочь управляет миром. В случае с саванной, как выяснилось, термиты оказывают огромное влияние на функционирование всей экосистемы".

Читайте также: Муравьи умирают в одиночестве

От каждого термитника в стороны отходят десятки разветвляющихся кормовых ходов и крытых галерей, которые нередко соединяются с лабиринтами соседних колоний. Скорость движения рабочих особей по ним составляет примерно 20 м/ч. На создание термитника диаметром около 10 метров у насекомых уходят столетия. Эти сооружения, покрытые зеленой травой, располагаются в 60-100 метрах друг от друга и сильно выделяются на фоне саванны.

Все началось с того, что исследователи заметили необычно большое число ящериц по соседству с термитниками. Это заинтересовало Прингла и его коллег, и они решили измерить, как плотность распределения жилищ насекомых воздействует на экологическую продуктивность.

Количество термитников в саваннах на гектар площади может варьироваться от одного до тысячи и более, среди них встречаются сооружения впечатляющих размеров. В среднем на 1 гектаре насчитывают сотни термитников, размеры каждого из них обычно не более полуметра в высоту.

Механизм воздействия этих насекомых на экосистему непрост. Термиты, как объясняют ученые, в ходе своей жизнедеятельности роют множество мелких каналов в почве, что способствует ее насыщению влагой. Прингл и его коллега Палмер высказали предположение, что термиты вносят в почву так называемые "грубые частицы". Благодаря этому ценная на африканском континенте влага задерживается в земле, защищая ее верхний слой от разрушительного иссушения при засухе и от не менее вредного разбухания во время выпадении осадков.