Войну в Афганистане завершат... дирижабли

Когда над пляжами Нью-Джерси появился огромный дирижабль, это можно было бы принять за съемки какого-нибудь исторического кинофильма, посвященного событиям 30-х годов ХХ века. Однако это был на самом деле первый полет нового гигантского военного дирижабля LEMV. Правильно говорят, что эпоха воздушных гигантов дирижаблей потихоньку возвращается.

В тот день дирижабль Endurance Multi-Intelligence Vehicle (LEMV), что можно перевести как "Многоцелевое разведывательное средство высокой продолжительности", созданный компаниями Hybrid Air Vehicles и Northrop Grumman выполнил свой первый 90-минутный полет, отправившись в воздух с авиабазы Лейкхерст. Причем база эта, по иронии судьбы, была той самой, с которой в 1929 году германский дирижабль LZ 127 "Граф Цеппелин" под командованием Хуго Эккенера отправился в кругосветное путешествие вокруг Земли.

Впрочем, этот полет не более чем всего лишь начало многомесячной программы испытаний, после чего этот дирижабль должен будет направиться отнюдь не в очередную кругосветку, а в зону боевых действий в Афганистане. Да, дирижабли сегодня опять возвращаются (а о том, что это так, вот уже не один десяток лет время от времени сообщает нам журнал "Техника-молодежи"), но на этот раз это самое "возвращение" имеет под собой вполне реальное основание и осуществляется вполне целенаправленно. Причем уже в ходе первого полета удалось успешно выполнить безопасный запуск, посадку и проверку всех систем навигации и управления дирижаблем.

Читайте также: Эра дирижаблей скоро вернется

И здесь будет нелишне вспомнить о том, что дирижабли имеют насышенную военную историю. Началось все с того, что еще во время осады Парижа германскими войсками в 1871 году граф Фердинанд фон Цеппелин увидел поднимающиеся над городом воздушные шары, при помощи которых французы пытались наладить сообщение с провинцией, и… "заболел" идей управляемого полета в воздухе. Претворяя ее в жизнь, он истратил все свое состояние, но упорством и трудолюбием преодолел все преграды. Сам кайзер Германии Вильгельм II назвал его "Величайшим немцем XX века"! Как говорится — дальше, больше!

Гигантские, сигарообразные дирижабли жесткой системы, построенные из новомодного и невероятно дорогого по тому времени алюминия, стали основой германского воздушного флота накануне Первой мировой войны, получили название "цеппелин", а затем уже были использованы и в качестве оружия для бомбардировки вражеских городов с воздуха.

Впрочем, еще до того, как это случилось в реальности, "войну в воздухе" с участием дирижаблей в одноименном романе, вышедшем в 1908 году, описал Герберт Уэллс. С его точки зрения, именно дирижабль был наиболее удобен для бомбардировки больших городов и кораблей, причем его неуязвимость от огня противника достигалась за счет большой высоты полета и маскировки в облаках.

В романе Уэллса много интересных технических находок и оригинальных решений, часть которых уже вскоре воплотилась в жизнь. Ну, а результаты ударов германских дирижаблей по британским городам были так похожи на те, что были описаны им в романе, что писатель в очередной раз заслужил славу мрачного пророка. Вот только на этот раз его пророчества исполнились очень скоро. В то же время писатель сумел ясно увидеть и такие присущие им недостатки, как большую сложность в управлении, зависимость от погоды, но, прежде всего, их высокую пожароопасность, поскольку в качестве газа для подъема в воздух в тогдашних дирижаблях использовался водород.

Как известно, свою "войну дирижаблей в воздухе" в годы Первой мировой войны немцы проиграли. Да и первый полет российского дирижабля "Гигант", который был совершен 10 февраля 1915 года, закончился неудачей из-за его разрушения в воздухе. Тем не менее, дирижабли все это время довольно активно использовались всеми воюющими сторонами, а после войны они нашли себе применение в качестве комфортабельного транспортного средства, способного совершать даже трансконтинентальные перелеты. Впрочем, и здесь их карьера закончилась после целого ряда катастроф, подтвердивших правоту Герберта Уэллса, считавшего их конструкцию слишком хрупкой для столь огромных и, что также весьма немаловажно, дорогостоящих аппаратов.

В годы Второй мировой войны дирижабли применялись очень ограниченно, в основном для борьбы против подводных лодок, и большими размерами не отличались. Казалось, что они канули в лету несмотря на то, что в различных популярных технических журналах нет-нет да и появлялись статьи, в которых доказывалось, что если изготовить дирижабль из новых конструкционных материалов, а вместо опасного водорода наполнить его инертным гелием, то… недостатки дирижабля как летательного аппарата вполне можно будет преодолеть.

Дошло до того, что совсем маленький дирижабль специальной постройки участвовал даже в съемках кинофильма "Гиперболоид инженера Гарина", снятого в СССР в 1965 году. Ну, а на Западе дирижабли стали активно использоваться в целях рекламы и… для нужд полиции в некоторых крупных мегаполисах. В то же время ни для пассажирских, ни для транспортных перевозок дирижабли вплоть до настоящего времени не применялись, и вот почему. Оказывается, вертолеты выгоднее в отношении их взлетно-посадочных характеристик и базирования, поскольку специальные причальные мачты и ангары им просто не нужны. А самолеты многократно превосходят дирижабли в скорости полета, да и грузоподъемность у них сегодня также очень велика.

Что же остается дирижаблю, каким он обладает реальным преимуществом перед всеми другими существующими летательными аппаратами? Оказывается, только одним, причем весьма специфическим свойством — очень долго висеть на одном месте, практически не расходуя топлива. Эту-то особенность и решили использовать создатели LEMV! То есть именно продолжительность его нахождения в воздухе в данном случае и была поставлена во главу угла.

Считается, что если и дальше испытания нового дирижабля пойдут столь же успешно и серьезных происшествий с ним не будет, то уже в 2013 году LEMV будет развернут в Афганистане. Барражируя на высоте в несколько километров, такой дирижабль сможет патрулировать огромную территорию и вести непрерывное слежение за передвижением боевиков, контролировать дороги и обеспечивать разведку в любых погодных условиях, а также и днем, и ночью.

А вот сбить его, несмотря на размеры, при этом будет очень трудно, а то и вообще невозможно, потому что ракеты переносных ЗРК на такие высоты не залетают, так же как и пули, выпущенные из автоматического оружия. Кроме того, нижняя, обращенная к земле поверхность оболочки дирижабля практически не нагревается. Ну, а в будущем планируется также использовать LEMV для транспортировки военных грузов весом до семи тонн на расстояние 3800 километров со скоростью 50 километров в час.

Дирижабль LEMW несколько меньше легендарных "цеппелинов" и имеет длину 91 метр, но, тем не менее, может непрерывно находиться в воздухе в течение трех недель, нести оптико-электронные датчики, системы радиоэлектронной борьбы, радары, ретрансляционное оборудование. При этом для выполнения тех же задач LEMW потребляет в десять раз меньше топлива, чем самолет аналогичного предназначения. Беспилотные аппараты, конечно, тоже потребляют мало горючего, а сбить их — задача непростая, но… каждый такой аппарат требует обученного пилота, к тому же для патрулирования большого района понадобится слишком много таких аппаратов, что, исходя из критерия "стоимость-эффективность", получается не таким уж и выгодным.

Читайте также: Создан БПЛА с вертикальным взлетом

Интересно, что LEMV ко всему прочему является еще и опционально пилотируемым, то есть может нести экипаж или управляться дистанционно. В последнем случае для управления группой из 18 дирижаблей достаточно всего десяти человек в зоне передового базирования. Тогда как для управления таким же количеством БПЛА на каждый аппарат нужен свой пилот. Кроме того, боевая загрузка дирижабля и малогабаритного беспилотника просто несравнимы. Ведь семь тонн — это может быть не только груз, но также бомбы и ракеты. То есть боевая эффективность дирижабля применительно именно к этому району боевых действий возрастает многократно.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы
Российский "Триумф" в армии НАТО
Десять российских партий объединились в блок "Третья сила"
Эксперт рассказал, зачем России "Третья сила"
Заброшенный бронетанковый ремонтный завод в Уссурийске
Российский робот-хирург обставил американский аналог
Кто поставил истуканов: ученые разгадали тайну острова Пасхи
Китайский вечный двигатель "убьет" нефть и газ
Кто поставил истуканов: ученые разгадали тайну острова Пасхи
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Российский "Триумф" в армии НАТО
Что на самом деле думают французы об Украине
Шуру и Надежду Бабкину объявили угрозой Украине
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий