Что скрывают ледяные луны Сатурна и Юпитера?

Возможно, Земля не является единственной носительницей жизни в Солнечной системе. Ученые предполагают присутствие простейших живых форм на других планетах и спутниках. Особый интерес в этой связи вызывают так называемые ледяные луны - Европа (луна Сатурна) и Энцелад (луна Юпитера), которые могут скрывать своих обитателей... под поверхностью.

198686.jpeg"Если эти луны обитаемы, то теперь мы точно знаем, где искать их обитателей", -уверенно заявляет Фрэнсис Ниммо, профессор планетологии Калифорнийского Университета Санта-Круз. На состоявшейся недавно ежегодной встрече Американского геофизического союза этот ученый наглядно доказал и показал, как и где под ледяной корой Европы и Энцелада могут обитать живые существа.

Европа, луна Сатурна, и Энцелад, луна Юпитера, уже не первый год привлекают внимание астрономов и астробиологов, рассчитывающих найти там внеземную форму жизни. Последние научные исследования показывают, что органика и связанная с ней жизнь являются не такими уже редкими явлениями, как предполагалось ранее.

Читайте также "Черно-белый Япет заговорил"

Для обеих лун практически доказан тот факт, что под панцирем изо льда они скрывают жидкие моря. На это указывает необычное магнитное поле Европы, а также бьющие из кромешных глубин гейзеры ледяных кристаллов на Энцеладе. В совокупности с обнаружением на Земле разветвленной системы термальных источников это дает возможность предположить: условия в подледных океанах вполне пригодны для зарождения жизни и ее развития. По мнению многих ученых вода является одним из самых необходимых компонентов для поддержания органической жизни.

Изучение последних данных, полученных с борта спутника "Кассини", показали, что на Европе существует несколько участков, которые нагреваются и охлаждаются в относительно небольшом диапазоне температур, большую часть времени проводя в стабильности. Эти участки Фрэнсис Ниммо и обозначил как самые перспективные районы для поиска внеземных созданий. Примерно также обстоят дела и на Энцеладе.

198687.jpegЕще одним фактом, получившим недавно научное доказательство, стала сейсмическая активность океанских вод. Ряд небесных тел, к которым относятся исследуемые спутники Сатурна и Юпитера, лишены тектонических плит, а значит, они практически не подвержены каким-либо процессам преобразования. Но толстый ледяной панцирь указывает на присутствие столь глубокого океана, что его воды под воздействием общей массы могут сами создавать мощное движение, аналогичное вулканической деятельности.

Однако существует ряд сомнений, которые могут вычеркнуть Энцелад из списка претендентов на роль "колыбели внеземной жизни". Во-первых, эта луна очень невелика, поэтому приливные силы на ней действуют слабо и не перемешивают океан, а это может привести к его постепенному промерзанию до самого дна.

Кроме того, планетологи обнаружили, что ледяной панцирь образовался на поверхности этого спутника Юпитера не так давно, и даже если внутренние условия на нем подходят для формирования жизни, сам этот процесс мог еще даже не начаться.

Чтобы избежать лишних диспутов, Фрэнсис Ниммо особенно подчеркивает, что его расчеты имеют исключительно гипотетическое значение, и пригодность планеты к образованию жизни не означает ее обязательное там присутствие. Тем более что американский планетолог опирался в своей гипотезе на утверждения других ученых, часть из которых еще не получила строгих доказательств.