Земля, выдохни: почему не стоит бояться астероида "Флоренс" — Натан ЭЙСМОНТ

1 сентября к Земле приблизится крупный астероид "Флоренс". Сообщается, что в диаметре он достигает 4,4 километра — это площадь небольшого города. "Флоренс" пролетит в семи миллионах километрах от Земли, что по космическим меркам оценивается как рекордно близкое расстояние, которое приравнивается к 18 расстояниям между Землей и Луной. По данным NASA, "Флоренс" станет крупнейшим из всех астероидов, приближавшихся на подобное расстояние к нашей планете, однако никакой угрозы он не представляет.

Об опасных астероидах "Правда.Ру" поговорила с Натаном Эйсмонтом, ведущим научным сотрудником Института космических исследований РАН.

— Несет ли астероид "Флоренс" реальную угрозу Земле?

— Нет, он, конечно, неопасен. Но если смотреть с точки зрения классификации, то этот астероид принадлежит к классу околоземных потенциально опасных астероидов. Что значит потенциально опасный? Это означает, что он занесен в каталог лаборатории реактивного движения, которая входит в структуру NАSА. В этот каталог занесены орбиты более чем 17 тысяч астероидов. И по принятой классификации эти астероиды относятся к потенциально опасным, потому что их траектория пересекает орбиту Земли или сближается с ней. Но пересекает — это совершенно не означает, что они столкнутся; просто есть потенциальная вероятность, что через сто, двести, тысячу лет может произойти столкновение. Сейчас есть всего два таких астероида, с которыми имеется маленькая вероятность потенциального столкновения: это RQ-36 или "Бенну". Но в ближайшие века они точно не столкнутся с Землей.

— То есть из 17 тысяч потенциально опасных астероидов нам стоит бояться всего двух?

— Нет. Все эти 17 тысяч включены в список потенциально опасных. В этот список в свое время входил астероид "Апофис", но сейчас его исключили. В последний раз, когда он пролетал вблизи Земли, гравитация нашей планеты чуть-чуть изменила его траекторию. Поэтому теперь он выпал из списка тех, кто мог в будущем столкнуться с Землей.

— Можно ли прогнозировать падение астероидов?

— Траектории 17 тысяч известных астероидов прогнозируются на сотни лет вперед. Но проблема в том, что не все астероиды обнаружены. Астероидов из класса потенциально опасных на самом деле не 17 тысяч, а сто тысяч или даже больше. И вот они как раз и таят в себе опасность. Мы еще не обнаружили их, поэтому и не можем предсказать.

В мире есть специальные программы, в которых участвует и Россия. Выделяются определенные средства для того, чтобы поддерживать эту систему наблюдений. Их задачей является как раз обнаружение и установление траектории еще не открытых астероидов, которые относятся к потенциально опасным. Но, повторюсь: это опасно в отдаленном будущем.

Из этих ста тысяч астероидов каждый год обнаруживается примерно тысяча: в день чуть ли не три астероида открывают. Но пока, слава богу, реальной угрозы для Земли нет.

— Не только астероиды угрожают Земле. На нашу планету постоянно падают метеориты, порой очень крупные. Можно прогнозировать их падение на Землю?

— Метеориты — это те же астероиды, которые, войдя в атмосферу, тут же превращаются в метеориты. Это вопрос названия. Мелкие астероиды, которые не превышают 10 метров в диаметре, падают на Землю ежедневно. Но они почти все сгорают в атмосфере.

Беседовала Лада КОРОТУН