Александр Ципко: Послание Путина ставит точку на эпохе либерального романтизма

По просьбе "Правды.Ру" послание президента Федеральному Собранию комментирует политолог Александр Ципко.

- Какова общая философия этого послания? Это полный пересмотр и отказ от тех установок, в которых мы жили с начала 90-х годов – в эпоху либерального романтизма.

У концепции либерального романтизма три главные идеи. Первая: нет проблемы суверенитета, нет проблемы безопасности, мы не имеем врагов и а мировое сообщество поможет нам решить все проблемы. Вторая: государство уходит из сферы экономики и социальной жизни, а смысл государства в том, чтобы создать условия для конкуренции, люди же сами решат свои проблемы. И третья, самая опасная – методологическая: это представление, что при помощи электоральных выборов, при помощи экономических механизмов можно решить все проблемы – социальные, гуманитарные, морали, совести, культуры и т.д. Так вот, послание Путина ставит точку на этой эпохе либерального романтизма.   

Методологическая особенность этой, на мой взгляд, блестящей речи Путина в очень точном и, кстати, редком для России умении сочетать абстрактно-методологические подходы с конкретным механизмом реализации проблемы. Путин русский человек, но он одновременно и европейский человек. В этом его послании особо четко проявилось сочетание философско-методологической глубины с конкретным пониманием реалий жизни.

Значительная часть идей либерального романтизма была пересмотрена еще в прошлогоднем послании. Там было четко сказано, что мы живем в мире, где есть хищники и где каждый думает о своем доме. Поэтому и нам пора думать о своем.

Путин сказал: да, мы часть Европы, мы часть европейской цивилизации, но мы в состоянии сами решать свою собственные проблемы. И в этой связи становится очевидной абсурдность и противоестественность западных попыток за счет денег, за счет «маршей несогласных» вмешиваться  в нашу внутреннюю жизнь –  провоцировать конфликты, дестабилизировать ситуацию и так далее.

На мой взгляд, Путин дал совершенно разумный и корректный отпор этим попыткам посягать на наш суверенитет, когда под видом борьбы за демократию вмешиваются  во внутреннюю жизнь страны. Под видом защиты демократии Запад целенаправленно  пытается плодить в России всевозможные конфликты, иногда они даже переносятся на национальную почву.

В рамках идеологии либерального романтизма вмешательство Запада было более чем допустимо. Но в последние годы ситуация стала меняться. Путин подчеркнул, что мы стали осознавать, что имеем свои интересы, мы имеем достоинства, своей тысячелетней историей мы завоевали свой суверенитет и поэтому вправе сопротивляться попыткам такого вульгарного вмешательства в наши дела. Как он сказал: «ОБСЕ вместо того, чтобы заниматься серьезными проблемами, ищут блох на постсоветском пространстве».

Сейчас президент подверг переоценке оставшуюся часть идеологии либерального романтизма. Он констатировал, что мы отказались от наивной точки зрения, что современный Запад решит за нас все проблемы демократии, что у нас вообще нет врагов, что мы не должны создавать свои вооруженные силы. После Ирака и всего безумия, которое там произошло и происходит, это стало особо актуальным.

Нынешнее послание президента – обоснованная и взвешенная речь. Особенно – в аспекте международного положения России и ее государственного суверенитета.  Не знаю, как на нее отреагирует Запад. По-моему он  уже принял эту позицию Путина –  что мы часть европейской цивилизации, но суверенная страна, имеющая право защищать свои интересы и свое достоинство, имеющая право на самобытное внутренне развитие. Я думаю, что особого крика, в принципе, уже не будет. Обратите внимание, что на похороны Ельцина приехали все бывшие руководители, но, тем не менее, видные политики мира. Это говорит, Запад, в конце-концов, принял Россию. Хотя это не означает их отказа и дальше пытаться влиять на внутреннюю политику нашей страны.

Естественно, внутри страны прозападная оппозиция будет продолжать и даже нагнетать свои выступления. Но своим посланием Путин забрал у них значительную часть аргументов. Они спекулировали на бедах нашей инфраструктуры, на ветхом жилье. При этом забывали, что это, во многом, следствия времени либерального романтизма. Они особо спекулировали на том, что Путин ничего не делает реального. Однако в своем послании он очень своевременно поднял самые больные вопросы – жилье, пенсионная реформа и другие. И заявил о том, что государство будет возвращаться в социальную сферу.

По старой, ельцинской концепции либерального романтизма, государство снимало с себя ответственность за социальную сферу. Здесь же Путин, наоборот, подчеркнул, что мы не можем снять с себя ответственность за социальную сферу: люди работали на нашу страну, все отдали, и они невиновны в том, что свое жилье они получили 40 лет назад. Тут уже совершенно другая тональность.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить