Появятся ли базы ВМС НАТО в столице Азербайджана и казахстанском порту Актау? Ответ на этот вопрос будет получен в Астане, где весной 2018 года соберутся на саммит пять прикаспийских стран. Главы государств скрепят своими подписями Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.
Долгие месяцы СМИ Азербайджана и Казахстана обсуждают идею создания инфраструктуры для будущих баз ВМС НАТО в Баку и казахстанском порту Актау. СМИ отмечают, то эти базы нужны, мол, для защиты нефтегазовых коммуникаций и для транзита грузов из Афганистана, где размещены контингенты стран Североатлантического альянса.
Однако Россия настаивает на том, чтобы Конвенция о правовом статусе Каспия запретила развертывание на Каспии военной инфраструктуры стран, не имеющих выхода к этому закрытому внутриконтинентальному водоему. Иными словами, в то время как корабли НАТО свободно бороздят просторы Черного моря, заходя в порты Одесса и Батуми, акватория Каспия должна стать запретной зоной для Североатлантического альянса.
На Каспии сегодня доминируют корабли Каспийской флотилии. Волго-Донской канал, связывающий Каспий с Черным морем, наглухо закрыт для кораблей НАТО. На днях на фоне обострения ситуации в Сирии российские военные корабли на Каспии в очередной раз показали странам НАТО: это море остается сферой исключительных интересов России.
Здесь были проведены учения с участием кораблей Каспийской флотилии, которые базируются в Астраханской области и Дагестане, в том числе ракетных кораблей "Дагестан" и "Татарстан", а также малых ракетных и артиллерийских кораблей "Град Свияжск", "Великий Устюг", "Астрахань", "Махачкала" и "Волгодонск".
Такая активность на Каспии военных кораблей России призвана сдержать Азербайджан и Казахстан от соблазна создать в своих каспийских портах инфраструктуру для возможного размещения здесь в будущем военно-морских баз НАТО.
Но это не единственная задача Каспийской флотилии. Она также должна не допустить не санкционированного Москвой строительства по дну Каспия стратегически важного трубопровода — Транскаспийского газопровода, который должен соединить туркменский порт Туркменбаши (бывший Красноводск) со столицей Азербайджана, откуда эта транспортная магистраль должна соединиться с Южным газовым коридором.
А тут уже начинается чистая политика. Сегодня на фоне суровой зимы страны Европы увеличили импорт российского газа. Но руководство ЕС судорожно ищет альтернативу "Газпрому". И тут на горизонте появляется Южный газовый коридор с довольно скромными запасами азербайджанского газа. Для Европы это капля в море.
Однако если к этой антироссийской газовой магистрали присоединится Ашхабад, обладающий четвертыми в мире запасами природного газа, то "Газпрому", как считают в Брюсселе, придется нелегко.
В конце минувшей недели (26 февраля — 1 марта 2018) в Москве состоялось 50-е заседание специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Встречались заместители глав МИД пяти стран Каспия.
Эта встреча так и не внесла ясность в вопрос о Транскаспийском трубопроводе. Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов считает, что Туркмения и Азербайджан вправе самостоятельно решить вопрос с газопроводом. Однако глава МИД России Сергей Лавров не согласен с этим: "Этот вопрос должен быть решен на основе консенсуса между всеми прикаспийскими странами".
Так быть или не быть Транскаспийскому газопроводу? Этот гамлетовский вопрос будет оставаться без ответа вплоть до намеченного на весну 2018 года в Астане Пятого саммита с участием лидеров прикаспийских стран. На саммите ожидается помпезное подписание главного документа — Конвенции о правовом статусе Каспия. И, возможно, только там президенты пяти прикаспийских государств поставят в этом вопросе окончательную точку.
Что касается других спорных вопросов Каспия, то они урегулированы на 99 процентов. В частности, с тех пор как в сентябре 1994 года в Баку был подписан "контракт века" о добыче нефти правительством Азербайджана и нефтяными гигантами мира, продолжались многолетние споры о критериях раздела Каспия на национальные сектора.
Сейчас по данному вопросу достигнут консенсус: раздел дна Каспия на пять национальных секторов должен осуществляться по модифицированной срединной линии. Но при этом в совместном пользовании сохранится водное пространство с распространением принципов свободы судоходства, рыболовства и защиты природной среды.
Читайте также:
Зона, свободная от НАТО: Каспий "сдался" России
Евросоюз шантажирует "Газпром"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.