Надежды на мир

Группа африканских лидеров начала переговоры по мирному урегулированию конфликта в Демократической Республике Конго /бывший Заир/. Встречи проходят в Ливии, чей руководитель Муамар Каддафи неожиданно выступил посредником по прекращению затянувшейся войны в ДРК. Недавно при его участии было подписано соглашение о прекращении огня между президентом Уганды Йовери Мусевени и конголезским правителем Лораном Кабилой.
Однако конфликт в Демократической Республике Конго - многосторонний. В защиту правительства выступили Ангола, Зимбабве, Намибия и Чад. Повстанцев, которые стремятся свалить Лорану Кабилу, поддержали Уганда и Руанда. Поэтому оливковая ветвь, протянутая конголезскому режиму угандийцами, еще ничего не значит. Соглашение между ними фактически явилось сепаратным. И, кстати, боевые действия в результате не остановились. Теперь в Ливию прибыл другой представитель антиправительственной коалиции вице-президент и министр обороны Руанды генерал-майор Поль Кагаме, которого считают реальным правителем страны. Параллельно с ним в гости к полковнику Каддафи пожаловал Лоран Кабила. Однако до сих пор не поступило сообщений о его встрече с руандийской сильной личностью. Не понятно состоятся ли вообще прямые переговоры между ними. Сам президент ДРК заявил по прилету, что он находится тут <для консультаций и обмена мнениями>.
Неутомимый Муамар Каддафи, правда, полон оптимизма. Он заявил, что надеется к 25 мая заключить мирное соглашение по Демократической Республике Конго. Это, безусловно, был бы прекрасный подарок ко Дню Африки. Только оптимизм ливийского вождя разделяют далеко не все. В прошлом миротворческие усилия по прекращению войны в ДРК уже не раз срывались. Даже, если удастся подключить, к диалогу Руанду, остаются еще повстанцы, которых она совместно с Угандой опекала. Они, думаю, способны действовать самостоятельно и торпедировать мирный процесс, если им в нем не будет отведено соответствующее место. Пока же об их привлечении к переговорам речи не шло.
Вполне вероятно, что такой шаг планируется. Только времени до 25 мая осталось совсем немного, чтобы все успеть. Впрочем, какое это имеет значение. Конголезский конфликт тянется десять месяцев, и не так уж принципиально удастся его прекратить в мае или июне. Гораздо важнее разрешить один из худших в истории независимой Африки кризисов. Тут не до сроков.

Игорь ТАРУТИН.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить