(о фильме Дениса Евстигнеева “Мама”)
В конце восьмидесятых всю страну всколыхнуло неординарное событие: семейный, музыкальный ансамбль “Семь Симеонов” пытался угнать за границу пассажирский самолет. Само по себе это не очень удивило — самолеты тогда угоняли почти ежемесячно, правда, всегда неудачно. Удивил возраст нападавших и статус их руководительницы: женщина, мать, вооружила маленьких ребят настоящим оружием. Всех тогда задержали, осудили, кое-кто сидит до сих пор. Данное происшествие — но не сами действующие лица — явилось посылом для написания журналистом Арифом Алиевым сценария к фильму “Мама”, да и время действия картины перенесено на десять лет назад — в семидесятые.
Молодой, известный кинорежиссер Денис
Евстигнеев (“Лимита”, социальная телереклама
“Русский проект”), встретившись на съемках
рекламных роликов с актрисой Нонной Мордюковой,
захотел снять большой фильм с ее участием.
Сценарий А.Алиева был написан в расчете на нашу
замечательную актрису. На роли пяти ее сыновей
пригласили поистине звездный актерский состав:
Олег Меньшиков, Владимир Машков, Евгений Миронов,
Алексей Кравченко, Михаил Крылов.
СЕМЬЯ — это семь родительских
продолжений, семь “Я”, семь музыкальных нот.
Оставшись без денег, жилья и без мужа, с шестью
мальчишками на руках Полина (Н.Мордюкова) едет в
Москву, где пытается заново начать и свою жизнь, и
поставить на ноги детей. Ей удается создать
детский оркестр “Веселая семейка”, который
ублажает слух и сильных мира сего, и простых
советских людей. Популярность ансамбля
уменьшается с увеличением возраста участников,
гонорары за выступления тоже, болезнь
сына-Ленчика, случайно попавшего под пулю,
усугубляется. Мать снова решается на перемены:
угнать в Америку самолет, заработать там денег и
вылечить сына. Безумная идея не имела смысла, а
потому и провалилась. Семь нот прозвучали, но
инструменты сфальшивили.
ДО — это главная нота — доминанта всегда
диктует гармонию, тональность и направление
музыкального произведения. Мать считает, что
лишь она вправе все решать в жизни своих детей,
указывать им правила поведения. В сценарии
Полина написана властно, жестко и
бескомпромиссно, даже приблатненно. Видимо,
режиссер решил сгладить острые углы, сделать
мать в картине более женственной, доброй и
ласковой — более мамой. А Мордюкова в результате
лишилась ярких красок характера: нет здесь
надрыва, привычных взлетов высоких эмоций на
пределе, присущих этой замечательной русской
актрисе, нет и оправданных характером
мотивировок поступков героини.
РЕ — нота грустная. Реквием по старшему
сыну Никите (Глеб Подгородинский), который по
возрасту должен был пойти служить в армию, но был
убит в перестрелке во время захвата самолета.
МИ — нота минорная. Ленчик — любимый из
сыновей. Парализованный, играющий в ансамбле на
маракасах, Олег Меньшиков всю картину сидит в
инвалидном кресле. После неудавшегося захвата
самолета, по научению матери, “косит” под
сумасшедшего и 15 лет пребывает в жуткой тюремной
психушке. Более других братьев пострадав от
происшествия, на экране он молчит, комментируя
все события из-за кадра, его боль и переживания —
в огромных печальных глазах. Забрать сына на
свободу — главная цель Полины, ради которой она,
выйдя из тюрьмы, собирает в Москве остальных
своих детей. А еще она хочет попросить у всех
прощения за покалеченные детские судьбы.
ФА — нота мажорная. Николай — Владимир
Машков — любимец женщин, независим, полон жизни и
оптимизма, хотя отсидел в колонии несколько лет.
Он не стал гаишником, как мечтал в детстве, не
стал музыкантом, но не стал и бандитом. Моряком
плавает северным морским путем, по дороге
помогая местным жителям восстановить
численность их населения. (Эпизод с женщинами
действительно снимался на холодном Диксоне, где
у оператора замерзала от мороза камера).
СОЛЬ — соль земли, Василий (Алексей
Кравченко) — военный, контрактник, защищающий в
горячей точке границы нашего общего дома. (Съемки
проходили в Узбекистане). В сценарии Алиева он
холоден и жесток, винтовка в его руке никогда не
дрогнет. В фильме Василий столь же надежен,
сколько и добр, его нота точная и чистая.
ЛЯ — самый добрый и веселый из братьев — Юра.
Нелегкая детдомовская жизнь, казалось бы, совсем
не отразилась на характере, разве что голодная
шахтерская работа сделала еще больше его
огромные синие глаза. Актер Михаил Крылов на
самом деле спускался в одну из ростовских шахт,
где вместе с настоящими забойщиками пробовал
добывать “черное золото”.
СИ — Павел — игра на проигрыш. Его нота —
младшая, тонкая и крайняя. Судьба, как бы
отомстила ему за грехи всей семьи. После детдома,
он не стал никем — подвизается
шестеркой-наркоманом при сутенере, сопровождая
девиц по вызову. Евгений Миронов, с присущей ему
искренностью, показывает человека одинокого,
ранимого и несчастного, лишенного любви и заботы
близких.
И снова ДО — режиссерская нота. Для Дениса
Евстигнеева очень важна команда, если хотите, —
семья, люди не только родные, но и близкие по
восприятию жизни и кинотворчества: Машков и
Миронов, Кравченко и Крылов, лучший молодой
оператор России Алексей Козлов. Здесь видна рука
старшего мастера, Никиты Михалкова, всегда
работающего своей командой. От него пришли в
“Маму” Мордюкова и Меньшиков, замечательный
оператор Павел Лебешев и прекрасный композитор
Эдуард Артемьев. Каждый эпизод, каждая нота
картины звучали чисто и красиво. Получились
прекрасные, отдельные мини-фильмы-мелодии по
принципу “Русского проекта”. Режиссеру
требовалось только собрать все в не менее
прекрасное целое — фильм. На мой взгляд, этого
единого целого, этого финального аккорда как раз
и не сложилось. Возможно, дело в недостаточном
опыте режиссера, возможно — в сценарии, в котором
пытались рассказать про российскую
действительность киноязыком Голливуда, а решить
вопрос выживания в экстремальных условиях — в
чисто русском стиле.
Ирина МАЙОРОВА.