Около 250 тысяч машин в среднем списывают в год в Швейцарии. И хотя ни один владелец, естественно, ничего не получит за свою машину, отнюдь нельзя утверждать, что она ничего не стоит. Не случайно в стране существует целая отрасль промышленности по переработке этих автоотходов, насчитывающая около 200 фирм.
Процесс переработки состоит из нескольких этапов. На первом этапе автомобили разбирают на еще пригодные к эксплуатации части и агрегаты. Потребители это автослесари, жестянщики и владельцы автомашин. Извлеченные таким образом двигатели, коробки передач, части кузовов и многое другое используется для ремонта, а также экспортируется в целый ряд стран.
То, что остается после первого этапа переработки, для уменьшения расходов на перевозку прессуют в блоки и отправляют четырем фирмам-шреддерам (от английского слова кромсать, резать, рвать н а клочки), расположенным в Экюблане, Кайзераугсте, Шварценбахе и Волене.
В их цехах происходит второй этап обработки отходов. В результате разделки кузовов получают в год 180 тысяч тонн мелких кусков, предназначенных для переплавки. После этого остается еще 1520 процентов отходов (резина, пластик, лак), которые невозможно использовать вторично, а потому идут на свалку.
Интересно отметить, что цветные металлы (алюминий, свинец, цинк, медь) составляют примерно пять-восемь процентов массы автомобилей, а черные 6070.
Как действуют шреддерные установки? Мне рассказал об этом корреспондент швейцарской газеты Нойе Цюрхер цайтунг, который посетил завод в Кайзераугсте. На предприятии по измельчению металлолома занято всего 60 человек. Шреддерная установка перерабатывает в день от 300 до 400 кузовов легковых автомобилей. Принцип действия шреддера очень прост.
30-тонный ротор, вращающийся в корпусе установки, снабжен подвижными молотами массой 100 килограммов каждый. Мощность двигателя установки 200 лошадиных сил. Молоты разбивают кузова на мелкие части, которые проходят через магнитный барабан, где железо и сталь отделяются от цветных металлов. Отходы этого процесса пластик, резина, лак и тому подобное засасываются вентиляторной установкой. воздух в которую подается через влажный фильтр.
Описанная выше разделка автомашин экологична и позволяет экономить большое количество сырья и энергии. Специалисты подсчитали, что при переплавке этого лома требуется на 75 процентов меньше энергии, чем при выплавке руды. Экономится вода, меньше загрязняется атмосфера. Единственный дефект это сильный шум, издаваемый шреддерными установками. Поэтому приходится принимать ряд мер по борьбе с шумом. Кое-где они устанавливаются под землей, и место их расположения обносится каменной стеной.
Следует подчеркнуть, что почти сто процентов стали швейцарская промышленность вырабатывает из отходов черных металлов. В 1997 году масса их составляла 950 тысяч тонн (180 тысяч тонн от разбитых автомобилей).
Согласно швейцарским законам металлолом не подлежит вывозу за границу и используется в качестве сырья местными металлургическими фирмами.
Александр ДИВОЧКИН.