Источник Правда.Ру

Фонд Потанина опубликовал собственный рейтинг ведущих российских вузов

Благотворительный фонд В. Потанина составил собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам  Федеральной стипендиальной программы  в 2005/06  учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых  преподавателей.  

Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и  56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. По результатам конкурсных отборов в 2005/06 учебном году стипендиатами стали 1330  студентов этих вузов, гранты получили 133 молодых преподавателя. В отборах приняло участие 14 906  отличников и 336  преподавателя.  Конкурсные состязания  проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов.

Высшие позиции рейтинга заняли:

1. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
2. Московский инженерно-физический институт (государственный университет) - МИФИ
3. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
4. Санкт-Петербургский государственный университет
5. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Полностью рейтинг опубликован на сайтах www.stipendia.ru , www.fund.potanin.ru

К конкурсным отборам допускались студенты дневных отделений,  имеющие только отличные результаты за две последние сессии, т.е. те, которых сами вузы оценивают как лучших. Критериями отбора был не уровень специальных знаний, а общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, креативность, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал. Первый этап - тестирование, к которому допускались все пришедшие на конкурс отличники - проверял уровень интеллекта, кругозор и логику. Во второй тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы в тестировании. Второй тур - ролевые игры - выявлял лидерские и организаторские  качества соискателей.  По завершении конкурсных отборов в каждом федеральном округе для победителей проводилась деловая игра  с участием работодателей, на которой стипендиатам предлагалось продемонстрировать навыки командной работы, проектного мышления.

В конкурсе молодых преподавателей  также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3-х лет),  которых выдвигал ученый совет. Затем независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы. Параллельно проводилось анкетирование студентов, у которых педагоги  вели занятия. В итоге преподавательская оценка складывалась  в пропорции: 40% - мнение студентов и 60% - экспертное заключение.  При составлении преподавательского рейтинга также учитывались баллы всех соискателей.

В итоге комплексный рейтинг вузов Благотворительного Фонда рассчитывался  на основании четырех критериев, каждый из которых имел свой вес:

· данные общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36%);
· данные по итогам второго тура - ролевых игр среди студентов  (18%);
· конкурс грантов для молодых преподавателей (40%);
· оценки стипендиатов в заключительной деловой  игре с участием работодателей (6%);

Каждый вуз был проранжирован в соответствии с этими весами критериев, и его итоговое место в рейтинге определялось по общей сумме оценок. 

Сопоставление студенческих оценок показало отсутствие принципиального разрыва между уровнем студентов московских и петербургских вузов и уровнем студентов из лучших региональных вузов.  Еще один  вывод состоит в том, что  многие столичные  вузы по-прежнему  не сумели занять ведущие позиции во многом потому, что в них сейчас  остро стоит вопрос с кадрами молодых преподавателей. В  2005/06 году самые высокие  преподавательские баллы оказались у молодых преподавателей Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, затем следуют Российский университет дружбы народов, Томский политехнический университет, Ростовский государственный университет, Московский инженерно-физического институт (государственный университет) - МИФИ. Данный рейтинг Благотворительный фонд В.Потанина будет использовать в качестве критерия для определения вузов-участников программы на 2006/07 учебный год.

В составлении рейтинга принимали участие Руководитель аналитического отдела Института ситуационного анализа и новых технологий, профессор ГУ ВШЭ Ю.А. Полунин, эксперты фонда CAF-Россия. 

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Домашнее