Астрономы вышли на след "планеты икс"

Необычные аномалии в движении комет и астероидов за орбитами Плутона и Нептуна заметили испанские планетологи. По их мнению, такое поведение может говорить о существовании в космосе гигантской "планеты икс".

Свои заключения ученые выразили в статье, опубликованной в журнале MNRAS Letters. "Если эти объекты ведут себя так же, как кометы у Юпитера, то тогда мы обнаружили свидетельства того, что они активно взаимодействуют с крупной планетой, расположенной на расстоянии в 300-400 астрономических единиц от Солнца", — пишет в статье Карлос де ла Фуэнте Маркос из Мадридского университета.

Свои предположения испанцы строили на ранее известных фактах. Так, в прошлом году ученые из Калифорнийского технологического института приблизились к установлению местоположения загадочной планеты. Считается, что она удалена от Солнца на 41 миллиард километров и весит в 10 раз больше, чем Земля.

Несмотря на многочисленные скептические мнения ряда экспертов, испанские исследователи построили сверхточную модель окраин Солнечной системы и проанализировали то, как движутся кометы и крупные астероиды в поясе Койпера. Свое внимание они сосредоточили на том, в каких точках кометы пересекают плоскость Солнечной системы, если их орбита сильно наклонена по отношению к орбитам большинства планет. Проведя анализ движения 28 подобных комет и 24 астероидов-кентавров, де ла Фуэнте Маркос и его коллеги обнаружили, что их орбиты пересекали плоскость Солнечной системы в двух точках, удаленных от Солнца примерно в 300 и 400 раз больше, чем Земля. Это принесло новые факты, подтверждающие, что "планета иск" существует.

Другие ученые открыли самую маленькую звезду. Чуть крупнее Сатурна и в 85 раз тяжелее Юпитера. Таковы параметры самой малой звезды, открытой человечеством. Звезда получила название EBLM J0555-57Ab. Вместе с двумя другими светилами — EBLM J0555-57A и EBLM J0555-57B — "новичок" является частью тройной системы в созвездии Скульптора.