Учёные из Испании и Италии нашли нестандартное применение одному из самых распространённых загрязнителей планеты — сигаретным окуркам. Вместо того чтобы оставаться в окружающей среде на десятилетия, они могут стать компонентом, улучшающим качество дорожного покрытия. Результаты исследований оказались настолько эффективными, что удивили даже самих авторов.
По данным исследователей из Гранадского и Болонского университетов, ежегодно в мире выбрасывается около 9 триллионов окурков. Они загрязняют пляжи, леса, водоёмы и почву, причём разлагаются чрезвычайно медленно. В составе — целлюлозные волокна, пластик и органическая зола. Особенно проблемны отходы от электронных сигарет — они содержат больше синтетических соединений и химикатов.
Традиционные методы переработки оказались неэффективными, поэтому учёные предложили инновационный путь: превратить этот мусор в добавку для асфальта, способную не только утилизировать отходы, но и улучшить характеристики дорожных покрытий.
Из окурков производят специальные гранулы, проходящие несколько этапов переработки:
удаление золы и органики
измельчение волокон и пластика
смешивание с воском
нагрев и прессование
формирование гранул
Затем этот материал добавляют в горячую битумную массу. Под действием температуры воск плавится, высвобождая волокна, которые армируют структуру асфальта. Это делает покрытие более устойчивым к трещинам, гибким и прочным.
Дополнительный плюс — снижение температуры производства асфальта, что экономит энергию и уменьшает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Лабораторные тесты продемонстрировали:
увеличенную стойкость к растрескиванию
лучшую термостойкость (в том числе к усадке на морозе)
стабильность свойств при добавлении большого количества переработанных материалов
Таким образом, новая технология решает сразу две задачи: экологическую утилизацию опасного мусора и улучшение качества дорожного полотна. Исследование находится на ранней стадии, но потенциал уже признаётся значительным.
Уточнения
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей, прогона скота и транспорта, основная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства.