Как выжить автомобилисту в каменных джунглях

В Москве обострилась проблема содержания личного автомобиля. Автовладельцы сталкиваются не только с невозможностью припарковать машину в центре города, но и с трудностями парковки во дворе собственного дома. Есть ли какое-то решение, помимо отказа от автомобиля, Pravda.Ru рассказал юрист Правовой коллегии защиты автовладельцев Александр Рыбалко.

Лучшим местом хранения автомобилей были кооперативные гаражи  

- Как исторически в Москве, когда еще не было такого количества автомобилей и такого количества застройки, решалась проблема содержания автомобиля?

- Мой опыт говорит о том, что самым лучшим местом хранения были кооперативные гаражи. В конце 80-х годов - в начале 90-х они массово организовывались в Москве. Как правило, они функционировали под эгидой региональной общественной организации РОО МГСА либо ВДОАМ. То есть чтобы стать владельцем гаража, нужно было вступить в эту региональную общественную организацию и иметь автомобиль.

Тогда организовались эти кооперативы, органы исполнительной власти выделяли землю для строительства этих кооперативов, и они массово в Москве строились. Как правило, они организовались для жителей района. Конечно, исключения были - переезды, обмены - это все допускалось, однако содержание автомобиля в кооперативе было не обременительным.

Как правило, платили арендную плату и, естественно, накладные расходы на охрану, на сторожей, на обслуживание, на уборку снега и так далее, но это небольшие были деньги. Поэтому это все было доступно, реально доступно. И такая система в принципе людей устраивала.

- Что привело к такой острой проблеме, как нехватка машиномест для жителей города?

- Это, естественно, и просчеты в градостроительной политике, это и создание радиально-кольцевых структур, потому что все сходится в центре Москвы, и так далее, и так далее. Это, естественно, отсутствие доступных парковочных мест и гаражей, когда строили эти здания.

Я считаю, что в этом плане нужно и власть критиковать, потому что предусмотрено московскими строительными нормами и правилами 01-99, что для вновь возводимого жилья необходимо строительство гаражей - мест для защищенного хранения автомобилей в радиусе 250-300 метров, но не далее 600, а в сложившейся застройке - полутора километров. Сначала было 350 на 1000, потом 400, сейчас, наверное, уже 500 этих мест на 1000 жителей.

Нельзя строить жилье, не сопровождаемое строительством гаражей. Вот в чем проблема - корысть. Им выгоднее заселить, предоставить, не думая о гаражах. Но ведь гараж - это такая же инфраструктура, такое же необходимое средство человеку для жизнедеятельности. Поэтому вот большая проблема - принимают дома без строительства гаражей.

- Это с юридической точки зрения нарушение?

- Нарушение. Дефицит земли и большая ее стоимость позволили власти пойти на такие беспрецедентные вещи, например, как ликвидация автостоянок, которые десятилетиями работают, причем избрали, особенно в последние годы, тайно-насильственный способ. Когда еще у власти был Юрий Михайлович Лужков, он везде декларировал, что только через суд и, в принципе, он это исполнял. Ракушка ли у тебя, гараж ли металлический, для того, чтобы определить - законно, не законно - подавали в суд, были массовые иски в суд. Граждане, в свою очередь, тоже предъявляли иски в суд.

- А альтернативы какие-то предлагают сегодня людям вместо гаражей и ракушек?

- Доступных альтернатив никаких. Доступные альтернативы - это то, что предусмотрено СНИПами, в радиусе доступности 250-300 метров и по нормам обеспеченности. Мы же не просим какой-то подземный или кирпичный гараж - нет, любое сооружение поставьте нам. Но финансово оно должно быть доступно. Необременительно. Чтобы средний гражданин имел право заплатить и мог заплатить реально. Потому что это не должен быть подземный какой-то гараж и так далее - это недоступно.

Платные парковки в центре Москвы - это хорошо

- Как вы оцениваете с юридической точки зрения инициативу с платной парковкой сначала в центре города, а потом инициативу о ее расширении? Во что это выливается?

- В целом, платные парковки существуют и за рубежом. Как средство достижения определенной цели - разгрузить центр, центральные улицы, дороги, площади и так далее - это, в общем-то, естественный путь. Если человек готов заплатить какие-то деньги и там парковаться, пусть он так и делает.

Но у нас же не только центр. Вот у меня резолюция митинга против платных парковок, их расширения и введения массовых ограничений в районе Отрадное и других спальных районах. Это уже превращается в погоню за деньгами. Эту уже как средство пополнения бюджета.

- Какое оформление нужно для того, чтобы собирать деньги за платную парковку? Это должно быть какое-то отельное постановление? Что сейчас создается? ГУП, который курирует вопросы парковки и собирает деньги? И куда направляются эти деньги? На каком основании?

- Что касается земли московской, то она находится, как известно, в ведении не граждан, не кооперативов, не юридических лиц, а в ведении правительства и подчиненных им структур. Поэтому правительство Москвы организует департамент транспорта - администратор парковочного пространства, и другие подразделения, которые следят за вопросами организации парковки, взимания платы, штрафов, наделят их определенными полномочиями. То есть, в принципе, попытка граждан оспорить в суде эти акты правительства Москвы не увенчалась успехом.

Суды ссылаются лишь на одно - есть федеральный закон о дорожной деятельности, и он предусматривает введение платных парковок, а вопросы взимания платы, обоснованность - это все на органы субъектов, местные органы.

- А расскажите, как юрист, специализирующийся на проблемах автовладельцев, в какие чисто практические проблемы вылилось это расширение платной парковки?

- Бывают катастрофические ситуации, когда, в центре особенно, набиваются дворы, и местным жителям нельзя там машину поставить. Каким образом решается эта проблема? Любой собственник помещения многоквартирного дома имеет право на соответствующую часть придомовой территории, потому что сейчас Жилищным кодексом, статьей 36 установлено, что в общедолевой собственности этих жителей, собственников находится и земля, которая предназначена для обслуживания, эксплуатации дома. Это не только от фундамента два метра и дорожка. Это все, что связано с домом. Это благоустройство, озеленение, парковки, бельевые, и так далее.

По опыту говорю, поставили придомовую территорию на кадастровый учет, зарегистрировали право собственности общедолевой. И уже в нем прописано: имеет право на соответствующий земельный участок. Тогда эти собственники могут решить, нужна ли им парковка или вообще гаражная стоянка. И некоторые организовали гаражную стоянку. Те люди, которым не нужна гаражная стоянка и гараж, пользуются преференциями, потому что есть люди, которые готовы платить больше. И тогда были случаи, когда они вообще освобождались от платы за квартиру.

Точно также они могут построить гаражи, как уже сделано, и сдавать тем состоятельным, которые платят деньги. Если все согласны, почему нет? Это уже их гаражи, и никто их не тронет. Кстати говоря, даже если межевание не проведено, даже если не поставлено на учет, то все равно власть не имеет права распоряжаться этой территорией, которая необходима для обслуживания эксплуатации дома. Являясь формальным собственником, Москва не имеет права распоряжаться, сдавать ее в аренду, изымать, и так далее.

- Значит, и платную парковку не имеет права там сделать?

- Не имеет права она сделать там. Это Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, что придомовая территория находится в законном владении, законное владение - это не собственность еще, но законное владение. То есть это определено нормой, законодательно закреплено. В той части, которая необходима для эксплуатации и обслуживании дома.

- Какие вы видите пути решения этой острой проблемы с машиноместами в Москве в ближайшее время?

- Объединение граждан. Массовые, коллективные обращения. Обращения в прокуратуру, в правоохранительные органы, что они не исполняют законы по обеспечению машиноместами. И просить. Прокурор имеет право обратиться или понудить органы исполнительной власти создавать эти места. Абсолютно точно. Обращаться в суды непосредственно, обращаться в органы исполнительной власти и требовать.

К счастью, у нас каждое обращение требует ответа. А если ответ не адекватен, не по тем вопросам, или неполный, или не в срок, существует штраф по статье 5.5.9 КоАП. Поэтому использовать надо массово этот механизм. Власть очень четко чувствует настроение народа и тот предел, за который переходить нельзя. Надо сдвигать этот предел.

Также по теме:

Парковки: "Огораживание пастбищ" по-московски

Самые опасные на дороге - "водители с опытом"

Платные парковки: Хотели как лучше...

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить