Стратегия экономической безопасности: к 2030 году слезть с нефтяной иглы

Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года: сможет страна слезть с нефтяной иглы?

В утвержденной Владимиром Путиным стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года главная задача — выработка мер с целью противодействия угрозам и вызовам для экономической безопасности России.

В числе факторов, которые Запад может использовать для ослабления России, отмечаются следующие: преимущества США и ЕС в уровне развития экономики и высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции, использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов российской экономики, уязвимость российской финансовой системы, а также снижение спроса на нефть и газ.

Сможет ли Россия в ближайшие 13 лет слезть с нефтяной иглы, чтобы снизить уязвимость своей экономики в случае очередного обвала цен на нефть? Может ли наша страна увеличить долю высокотехнологичной продукции в ВВП? И когда в России начнется строительство под ключ целых предприятий в целях избавления от дорогого импорта, в частности, в фармацевтической индустрии? Эти вопросы в программе "Диалоги" обсудили обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Саид Гафуров.

— В недавно утвержденной стратегии экономический безопасности Российской Федерации на период до 2030 года обозначены меры для обеспечения противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности: предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах.

Также в документе сказано о недопущении снижения качества жизни населения. Правительство в трехмесячный срок должно подготовить уже более конкретные меры для обеспечения безопасности России в экономической сфере. Саид, зачем такой документ вообще нужен? Какова его цель?

— Существует много мнений, по которым этот документ необходим. Действительно данные проблемы существуют, ведь экономика — это не только борьба с кризисом и развитие, но и важный элемент национальной безопасности. В концепции национальной безопасности это тоже отражено. Интересно аппаратное содержание этой вещи, потому что за национальную безопасность и обороноспособность нашей страны отвечает президент. А премьер-министр — за экономику, которая напрямую связана и с национальной безопасностью, и с обороноспособностью.

Еще несколько лет назад Дмитрий Медведев говорил, что президент взял на себя контроль за экономикой, начал курировать экономические задачи в целом. И по факту мы видим, что Владимир Путин достаточно часто встречается с экономическими министрами. Для аппарата это очень важно.

— В стратегии экономической безопасности речь идет о том, что Запад использует наши слабые места для того, чтобы надавить, ослабить Россию. В числе основных угроз названы: стремление Запада использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологиях, инструментах глобальной конкуренции; введение дискриминационных мер для ключевых секторов российской экономики; уязвимость финансовой системы РФ; снижение спроса на энергоресурсы. Какой мы можем сделать рывок, чтобы улучшить ситуацию в этих направлениях?

— Тут все совершенно очевидно. Да, мы под санкциями, но это не очень страшно. Запад просто размахивает этими санкциями, как дикарь дубинкой. Китай находится под санкциями с 1989 года, однако он хорошо живет и успешно развивается. Иран показал, что, находясь под санкциями, можно обеспечить фантастический технологический рывок. На Западе говорят про иранское экономическое чудо, а в Иране добавляют, что оно было порождено именно санкциями.

Поэтому у нас хорошие шансы на качественный рывок, но для этого нужно все тщательно продумать и грамотно сформировать. Президент четко ставит проблемы.

Плохо, что мы часто идем на поводу у европейцев. Российские самолеты в Европу не пускают. Как только они ввели дополнительные искусственные требования, нам тут же понадобилось ввести дополнительные ограничения, чтобы их самолеты также не могли к нам летать.

Это совершенно не сложно было сделать. Тогда все было бы совершенно по-другому. Но вместо этого правительство России пошло совершенно по другому пути: оно решило адаптировать наши стандарты под их требования. "Газпром" находится под санкциями, а мы при этом продолжаем им помогать, работая над адаптацией стандартов ЕврАзЭС под европейские. Хотя российские стандарты лучше во многих отношениях.

— Наши ограничения, например, на турецкую сельхозпродукцию дали блестящий и результат. Российские аграрии смогли восполнить эту нишу и сейчас не хотят от нее отказываться. Импортозамещение нужно максимально развивать и во всех других сферах. Можно в рамках этой стратегии все-таки сделать перерыв, начать самим выпускать высокотехнологичную продукцию, а не покупать ее на Западе?

— Это нужно, но я не уверен, что можно, если правительство будет продолжать гнуть линию в нынешнем духе. Мы еще не знаем, насколько эта стратегия будет определять деятельность правительства. Правительство у нас очень неоднородное, там представлено несколько групп, есть люди, которые наоборот ориентированы на полное раскрытие нашей экономики на Запад.

Президент в Китае совершенно не случайно говорил про ВТО. Хотя мы пока и получаем от этого намного больше проблем. Классический пример — это тот же энергопакет, который нанес многомиллиардные убытки "Газпрому". Нужно менять всю систему российской экономики. Но пойдет ли на это власть — большой вопрос. Пока еще ничего не ясно. Президент дал поручение, через три месяца посмотрим, что из этого выйдет.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Обсудить