Представляем вашему вниманию расследовательский проект Pravda.Ru и Mosmedpreparaty.ru.
Pravda.Ru самым решительным образом осуждает нацизм как форму фашизма, и все проявления этой тоталитарной, радикальной, экстремистской, ультраправой, расистской и антисемитской идеологии. Pravda. Ru однозначно порицает все деяния, связанные с нацистской Германией. Иллюстративный и текстовый материал, содержащий нацистскую символику и антисемитские высказывания, представлен исключительно в историко-исследовательском контексте.
Американская компания Coca-Cola стала немецким достоянием во времена гитлеровской Германии. Справедливости ради следует отметить, что немецкая Coca-Cola GmbH лишь в редких случаях напрямую поддерживала нацистов. Но всё же факт остаётся фактом: компания вышла за пределы простого оппортунизма, чтобы остаться в живых, — американская Coca-Cola Company была частью нацистского государства.
Это не кажется удивительным. Сотрудничество с нацистами было правилом для многих транснациональных корпораций с долей участия в Германии времён Гитлера. По сравнению с другими гигантами международного бизнеса история Coca-Cola, поставлявшей газировку в траншеи фашистов и укреплявшей дух Третьего рейха, кажется примитивной и не идёт ни в какое сравнение с преступной деятельностью других крупных бизнесов. В конце концов, "Кока-Колу" нельзя использовать для заправки самолётов или изготовления бомб.
История Coca-Cola в военное время была бы сравнительно незначительной и не стоила бы того, чтобы на ней останавливаться, если бы не тот факт, что её основной продукт был и остаётся тем напитком, коммерческий успех которого неразрывно связан с общественным имиджем, создаваемым с помощью рекламы. Именно последняя должна была отражать желания времени, чтобы компания могла отстоять свою долю на массовом рынке. Благодаря непрекращающемуся шквалу рекламы в поддержку войны, основанной на кредо компании "Нас интересует не то, что представляет собой продукт, а то, что он делает", после декабря 1941 года Coca-Cola убедила американцев на фронте и дома, что употребление напитка каким-то образом синонимично борьбе с врагами свободы и демократии. Coca-Cola, будучи де-факто национальным напитком, хотела, чтобы её воспринимали как средство укрепления смелости, решимости и мужества американских граждан.
За такую рекламу пришлось заплатить моральную цену, потому что менеджеры Coca-Cola не смогли увязать новый патриотический образ с противоречивой деятельностью в Германии, на втором по величине рынке сбыта компании. В то время как солдаты и другие граждане США, пьющие "Кока-Колу", подслащивали и без того сахаросодержащий газированный напиток патриотическими заявлениями, немцы из Coca-Cola GmbH годами были заняты утолением жажды Третьего рейха и его завоеванных территорий.
В 1925 году американская Coca-Cola Company, будучи на волне напористого и стремительного футуризма, выпустила для часов латунный брелок размером 3,2✕3,5 см и в форме свастики с логотипом компании и надписью: "Пейте "Кока-Колу" по 5 центов за бутылку". Сегодня это может показаться шокирующим, но в то время свастика еще была древним символом удачи и не становилась символом мирового зла до тех пор, пока нацистская партия не захватила власть с приходом Гитлера на пост рейхканцлера Германии в 1933 году. Источник фото: ebay. com
Однако для компании Coca-Cola противоречия существовали, чтобы быть преодолёнными. Утвердившись в Германии, на потенциально выгодном рынке с населением в 70 млн человек, компания решила подавляющее число проблем. Вопреки сильным антиамериканским настроениям в неспокойной Веймарской республике, Coca-Cola вошла в страну в начале Великой депрессии, в 1929 году. Несмотря на неудачное время для запуска потребительского продукта, Coca-Cola преодолела жёсткую конкуренцию со стороны немецких пивоваренных заводов и производителей газированных напитков, научилась сочетать свои интересы с интересами нацистских правителей Германии после 1933 года в общем гармоничном симбиозе, даже смогла пережить войну в целости и сохранности в качестве американской компании.
Немецкую компанию Coca-Cola спасло от разгрома фашистским режимом Германии то, что её корпоративная структура и рекламная философия естественным образом оказались близки тоталитарным идеям нацистов о дивном новом мире.
Олимпийские игры 1936 года в Берлине. В угоду Международному олимпийскому комитету (МОК) с улиц были убраны юдофобские лозунги и объявления, а из мест общественного досуга — таблички "евреи нежелательны". Попутно всех цыган переместили в концентрационный лагерь. Источник: Franz Würbel / Wikimedia
Случай с Coca-Cola выходит за рамки простого сотрудничества: до того, как Гитлер ввёл в промышленность принцип лидерства, который заменил переговоры между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективного договора, передав диктаторские полномочия директорам компаний, в Coca-Cola уже доминировал собственный авторитарный лидер.
Впоследствии интересы компании и правительства пересеклись: нацисты рассматривали массовое производство и массовое потребление как важнейшие составные части своего нового общества. Современные средства производства унифицированного продукта Coca-Cola их впечатлили. То же самое можно сказать и о рекламной стратегии Coca-Cola, которая отражала ценности, главные для национал-социалистического общества. Через пропагандистские каналы нацистов:
Coca-Cola обращалась, в частности, к рабочим, солдатам и автомобилистам — целевым группам, значимым в той мере, в какой они олицетворяли представление нацистов о современности.
План выставки "Трудящийся народ рейха" (Reichsausstellung Schaffendes Volk), прошедшей в Дюссельдорфе в 1937 году. Павильон Coca-Cola GmbH обозначен под номером 75 (в самом центре). Источник: schaffendesvolk1937. de
За десять лет, с 1929-го по 1939 год, ежегодные продажи ящиков с "Кока-Колой" выросли с нуля до ошеломляющих четырёх миллионов. Даже в тяжёлые последние периоды войны компания не дрогнула: в 1944 году она по-прежнему производила приличные два миллиона ящиков бутилированных напитков, продавая их в страну, которая стремительно превращалась в руины.
В 1929 году эти достижения казались практически невозможными. Германия, столкнувшаяся с тяжелейшими последствиями после поражения в Первой мировой войне, была униженной и реваншистской страной. Общественные настроения по отношению к государствам-победителям, в том числе США, были в лучшем случае неоднозначными. Несмотря на неоспоримую тенденцию к "американизации" экономики, технологий и культуры, в Германии продолжали кипеть всё более укореняющиеся антиамериканские настроения, что никак не способствовало активному продвижению американских брендов.
Страх перед экономическим господством Штатов, которые воспринимались как ультракапиталистическая и культурно неполноценная страна, охватывал весь политический спектр. Показательным примером восторженной реакции на антиамериканскую риторику служит выступление члена Рейхстага от коммунистов Клары Цеткин, отвергшей план Дауэса в 1923 году, поскольку оно было встречено необычными овациями со стороны деятелей, наиболее идеологически настроенных против коммунизма — национал-социалистов.
Цеткин начала свою импровизированную речь с утверждения, что Америка стремится превратить Германию в "колонизированную страну". Мол, Соединённые Штаты представляют собой остроглазых и безрассудных капиталистов без всяких старых традиций, которые всё ещё порой сдерживают капитализм в Европе, чтобы они последними споткнулись о тонкую нить моральных устоев. США якобы хотят захватить немецкую рабочую силу американским капиталом, сделать из неё дешёвую рабочую силу и таким образом превратить Германию в колонию Соединённых Штатов.
Поскольку подобные высказывания находили одобрение у политиков всех мастей, широкая общественность не могла слишком тепло относиться к Соединённым Штатам. Совсем наоборот, Америка стала объектом возрождения набора уничижительных образов, потому что это позволяло немцам сохранять самоуважение во времена больших внутренних сомнений.
С учётом описанных враждебных обстоятельств Coca-Cola не питала особых иллюзий относительно того, что для успешного покорения Германии должна полностью дистанцироваться от своих американских корней.
Нацистская идеология процветала на ксенофобии, которая не щадила США, и хотя Гитлер мог завидовать эффективности американской экономики, он был неистовым антиамериканцем во всех других отношениях. Фашистский лидер открыто называл Соединённые Штаты "глубоко ленивой страной, полной расовых проблем и социального неравенства". Фюрер заявлял, что его "чувства к Америке полны ненависти и антипатии… Наполовину еврей, наполовину негр, и всё основано на долларе… У американцев мозг как у курицы. Эта страна — карточный домик с неравным уровнем жизни. Американцы живут как свиньи, пусть даже в очень роскошном свинарнике".
Как бы то ни было, международная экспансия Coca-Cola была обусловлена относительно простой адаптацией децентрализованной франчайзинговой структуры, позволившей ей ещё на рубеже веков завоевать весь американский рынок. Используя локальные ресурсы в какой-либо стране (сахар, стекло, капитал, предпринимательский энтузиазм — всё, кроме вкусового концентрата), "Кока-Кола" казалась "местной", где бы она ни разливалась. Немцы, которые производили и поставляли "Кока-Колу" на рынок Третьего рейха, сумели придать ей достаточно "немецкого характера", чтобы она стала символом немецкого понятия идеализированной родины.
Рост объёмов бизнеса Coca-Cola в Германии стал одной из самых успешных глав в истории американской компании. Компания стала крупнейшим потребителем сахара в индустрии напитков, а сама продукция с большим отрывом стала самым продаваемым безалкогольным напитком в Германии.
Примеров сотрудничества крупного бизнеса, включая международный, с Третьим рейхом предостаточно.
Американский автомобильный колосс "Форд" (Ford) посредством своего немецкого дочернего предприятия Ford-Werke помогал гитлеровской Германии в военном производстве грузовых автомобилей, полугусеничных грузовиков, ракетных турбин. "Форд" не гнушался привлекать подневольных работников, захваченных в плен или насильно угнанных в Германию.
Американский вычислительный исполин "Ай-би-эм" (IBM) в лице немецкого подразделения Deutsche Hollerith Maschinen Gesellschaft (Dehomag) предоставлял национал-социалистическому режиму вычислительные перфокарточные средства для проведения переписи населения с последующим автоматизированным поиском данных, в результате чего стало возможным отслеживать евреев и других неугодных в рамках концепции "расовой чистоты", что способствовало массовому отбору и убийству граждан.
Немецкий химико-фармацевтический конгломерат Interessengemeinschaft Farbenindustrie AG ("И. Г. Фарбен", I. G. Farben) к началу Второй мировой войны был четвёртой по величине корпорацией в мире (после автомобильной "Дженерал моторс" (General Motors), сталелитейной "Ю-эс стил" (U.S. Steel) и нефтяной "Стандарт ойл" (Standard Oil)) и обеспечивал 90% притока иностранной валюты и 85% всей военной и промышленной продукции, необходимых для подготовки фашистской Германии к мировой войне и удовлетворения большинства нужд вермахта. На пике своего развития в собственности "И. Г. Фарбен" находились 200 заводов в Германии, а также 400 немецких и 500 иностранных компаний. "И. Г. Фарбен" использовала рабскую силу заключённых концентрационных лагерей, выпускала пестицид "Циклон Б" (Zyklon B) для убийства в газовых камерах, проводила ужасающие эксперименты над узниками и бесчеловечно испытывала на них свою продукцию. В ходе послевоенного распада "И. Г. Фарбен" часть активов, включая производственные мощности, готовые проекты и программы, научно-исследовательские наработки, отошла в руки
и др.
Американский нефтяной гигант "Стандарт ойл", антимонопольно разделившийся на 34 компании и давший начало Amoco в составе British Petroleum, Chevron, Exxon Mobil, Marathon Petroleum и др., плотно сотрудничал с "И. Г. Фарбен", предоставляя ей информацию, как производить
критически важные ресурсы для военных действий. Так, в 1938 году "Стандарт ойл" поставила для немецких люфтваффе 500 тонн тетраэтилсвинца: без этой антидетонационной присадки, добавляемой в авиационное топливо в целях повышения октанового числа, Вторая мировая война была бы, вероятно, отложена на несколько лет. "Стандарт ойл" также отправляла нефть в адрес нацистской Германии.
Свыше 2,5 тысячи компаний тем или иным образом содействовали и сотрудничали с фашистским режимом, некоторые напрямую помогали и удовлетворяли нужды военной машины, другие безо всяких треволнений эксплуатировали рабский труд заключённых концентрационных и лагерей смерти. Среди таких предприятий-пособников:
Разумеется, некоторые фирмы и их сотрудники, возможно, и противились национал-социалистической концепции, но гитлеровская идеология того времени не предполагала никакого отказа от сотрудничества ввиду политики насильственного приобщения к господствующей идеологии.
Расследовательский проект Pravda. Ru и Mosmedpreparaty.ru
Читайте продолжение расследования:
"Coca-Cola превыше всего": чему научила Гитлера западная реклама
Массовый "Зиг хайль!" в честь Гитлера: как Coca-Cola поддерживала нацистов
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.