На заседании Правительства были рассмотрены итоги выполнения федерального бюджета

Правительство вводит контроль за ценами

"Тучные" годы с изобильными экспортно-сырьевыми доходами заканчиваются, впереди у правительства и экономики РФ очень непростой период. Такой вывод можно сделать из сегодняшнего заседания российского правительства, на котором были рассмотрены итоги выполнения федерального бюджета и федеральных целевых программ за первое полугодие 2013 года.

Умение отчитаться красиво и правильно весьма ценится в чиновничьей среде. Такие навыки подразумевают способность вытащить на первый план положительные примеры, а свидетельства неблагополучия упрятать в последующих фрагментах выступления.

Не стало исключением и обсуждение полугодового выполнения бюджета. Оказывается, он исполнен достаточно неплохо, а по многим параметрам лучше, чем ожидали: профицит составил почти 1,2 процента валового внутреннего продукта, что выше, чем за аналогичный период прошлого года. Меняется, по словам премьер-министра Д. Медведева, в лучшую сторону и структура доходной части.

По итогам первого полугодия доля нефтегазовых доходов (чудесная формула, изобретенная отечественными либерал-экономистами, не имеет аналога в мировой экономической науке) превысила 50 процентов общих доходов, в прошлом году она составила 48 процентов, то есть, по мнению правительства, положительная тенденция налицо. Хотя это увеличение было предопределено, как выяснилось чуть позже, не ростом поступлений от несырьевых отраслей, а падением спроса и уменьшением по правилам ВТО импортного тарифа на российские топливные ресурсы на внешнем рынке. Это привело к снижению нефтегазовых доходов на 1,3 процента ВВП. Иными словами экономика не стала производить больше продукции и товаров, а стала меньше продавать сырья за границу. Вряд ли это можно назвать большим успехом…

Читайте также: Как "лучший министр финансов" устроил потоп

Тем не менее, новый проект трехлетнего бюджета, который будет направлен в Федеральное Собрание в октябре, будет составлен с учетом возникших трудностей этого года. Главная его особенность — переход в режим строгой экономии. На 5 процентов будет сокращена расходная часть по всем статьям. Это минимум, а в ряде случаев, как подчеркнул премьер, эти сокращения будут больше. На заседании не были названы конкретные статьи или программы, которые попадут под сокращение, но, судя по высказываниям последнего времени некоторых руководителей финансово-экономического блока, к заклани приговорены социальные расходы в той или иной форме: от прямой отмены, как в случае с материнским капиталом, до косвенных — отказу  индексировать пенсии и другие социальные выплаты в соответствие с инфляцией, повышению топливных акцизов и так далее.

Очевидно, чтобы смягчить весьма вероятный рост социальной напряженности, предусмотрено впервые за многие годы ужесточить контроль за издержками. Иначе говоря, в 2014 году заморозить тарифы инфраструктурных монополий, а в 2015–2016 годах ограничить их рост уровнем инфляции, примерно, в лучшем случае, 10-ю процентами в год. Это интересное нововведение прежде всего потому, что противоречит одной из основных установок либерал-монетаристов о рыночном регулировании цен, тем более в условиях зоны свободной торговли по правилам Всемирной торговой организации.

Однако подобные шаги требуют некоторых знаний, которых, боюсь, у руководителей и управленцев из финансово-экономического блока правительства может и не быть: в рекомендациях ГУ ВШЭ и ИПП имени Е. Гайдара такие меры определенно относят к категории внеэкономических. К примеру, так называемые общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ), которые берут за основу, когда определяют регулируемую цену, требуют знания соответствующей методики и умения ее применять, как во многих западных монопольных компаниях, контролируемых государством.

Бесспорно, и переход к относительно долгосрочному планированию, и попытка поставить под контроль монопольные тарифы и, соответственно, всю ценовую цепочку по технологическим переделам, свидетельствуют: правительство стремится перейти к осознанной и контролируемой экономической политике.

Читайте также: Монетаризм и чума - в чем разница?

Однако остались в стороне имеющиеся уже сегодня возможности, которые позволили бы избежать сокращения социальных расходов. Одна из таких возможностей — более эффективно планировать и использовать субсидии бюджетным учреждениям и другим субъектам бюджетного планирования. На 1 июля остатки средств по этим статьям расходов составили на счетах 297 миллиардов рублей. Понятно, что это следствие монетаристской политики, когда денежная масса не соответствует товарному наполнению, тем не менее, эти суммы вполне можно направить на покрытие бюджетного дефицита.

Другая статья дополнительных поступлений — реализация внешней задолженности, в частности, долга США, который составляет около 350 миллиардов долларов. Этой суммы вполне хватит, чтобы избежать бюджетного секвестра. Однако о таких возможностях на заседании правительства РФ не упоминали. Остается надеяться, что Госдума в октябре не проигнорирует эти обстоятельства.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить