Монетаризм и чума - в чем разница?

Среди экономистов популярен апокриф, как лауреат Нобелевской премии по экономике В. Леонтьев, ознакомившись с результатами гайдаровских реформ в России, сказал, что наконец понял, чем отличается монетаризм от чумы: чума убивает сразу, а монетаризм — постепенно. Увы, эту формулу подтверждает история и результаты экономических реформ в России.

Более 20 лет экономическую политику в России определяет сравнительно небольшая группа людей, придерживающихся концепции так называемого либерального монетаризма. Его суть проста: вера в абсолютную эффективность максимального свободного от влияния государства и общества рынка и приоритет финансов над производством при регулировании экономики. Ни в одной стране мира, включая США и Швейцарию, экономика по монетаристским лекалам не развивалась. Более того, нигде либерал-монетаристов и близко не подпускали к власти, относясь к ним вполне объективно, как к секте фанатов фальшивых идей.

Но фанаты незаменимы, когда требуется что-то разрушить: об этом прекрасно знают специалисты антитеррора. Видимо, по этой причине из числа никчемных начетчиков от политэкономии социализма удалось сформировать группу либеральных экономистов в конце 90-х во главе с Е. Гайдаром. С тех пор они фактически руководят российской экономикой.

Результаты их действий известны, повторять не стоит. Отметим лишь один — катастрофическое снижение численности населения России, достигавшее в период правления Ельцина миллиона человек в год, и обнищание и деградация остающихся в живых. В полном соответствие с характеристикой В. Леонтьева.

К чему этот экскурс в историю? События последних месяцев свидетельствуют, что монетаристы — а они контролируют социально-экономический блок правительства РФ и Центробанк — подвели страну и экономику к очередной катастрофе.

Министр финансов РФ А. Силуанов заявил, что к концу года в госбюджете может обнаружиться нехватка средств в размере одного триллиона рублей. Практически одновременно были обнародованы данные о падении роста ВВП всего за три месяца с с 1,6 до 1,2 процента с прогнозом дальнейшего снижения до величин меньше процента. Это при том, что сохранить долговременную устойчивость экономики можно лишь минимум при 5,5 процента роста. В переводе на общепонятный язык сие означает, что денег нет, и взять их при такой динамике ВВП неоткуда. Распродажа — приватизация остатков эффективной госсобственности — любимое занятие монетаристов со всеми коррупционными прелестями будет нескоро и стратегические финансовые проблемы вряд ли решит, скорее, усугубит.

На первый взгляд, такая ситуация кажется неожиданной: ведь еще в начале года руководители экономических ведомств докладывали о том, что все хорошо и майские 2012 года решения (которые они же и готовили) Президента РФ выполняются и будут выполнены. Но неожиданной только для непосвященных. Сами же идеологи и организаторы экономической политики ясно понимали, что дело идет к обвалу. Сотрудники и руководители Госуниверситета Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) и Института переходного периода имени Гайдара (ИПП), (а именно там формируются конкретные планы по управлению российской экономикой и готовятся управленческие кадры) подготовили ряд предложений, чтобы избежать возможного дефолта.

Кто же будет отвечать за либеральные опыты полуграмотных монетаристов? Как всегда — народ. Намечено отказаться от финансирования программы материнского капитала, которая была принята по инициативе В. Путина и худо-бедно сдерживала демографическую катастрофу. Это, по подсчетам Е. Ясина, научного руководителя ГУ ВШЭ и автора идеи залоговых аукционов 90-х, принесет в год около 330 миллиардов рублей. Разработан пакет документов по пенсионной реформе с увеличением пенсионного возраста и параллельной оптимизацией выплат. Решен вопрос о введении с 2014 года "социальных норм" на потребление электроэнергии и воды с одновременным повышением тарифов на сверхлимитное расходование, что должно принести казне минимум двести миллиардов рублей даже с учетом того, что часть дополнительных доходов уведут по дороге распределяющие воду и электричество компании, принадлежащие частным лицам. Последние "новшества" в медицине и образовании, когда решено сократить ряд бесплатных услуг или ограничить сферу их применения, также призваны закрыть финансовые провалы простым и проверенным способом.

Я перечислил только те действия монетаристов, которые стали достоянием гласности. А в запасниках ГУ ВШЭ, уверен, есть еще немало интересного. К примеру, ряд сотрудников разрабатывает схему увеличения подоходного налога. Есть информация и о повышении акцизов на моторное топливо, алкоголь и табак.

К сожалению, все эти результаты были предсказаны еще несколько лет назад. Россия в соответствие с монетаристскими канонами, не возрождала собственное производство, полагаясь на развитие финансового сектора, манипуляции с ценными бумагами и доходы от нефти и газа. Куда делись около трех триллионов(!) долларов от экспорта только топливно-энергетических ресурсов за последние 10 лет? Если бы эти ресурсы были вложены в новые производства и сельское хозяйство при минимальной рентабельности даже в пять процентов (в странах Запада сегодня этот уровень считается вполне нормальным), то страна получила бы дополнительно продукции (а не виртуальных долларов) на 4,5 триллиона рублей — стоимость 7 БАМов или 20 Волжских автозаводов или десятков тысяч сельских предприятий, аптек, школ…

Ничего этого нет. Зато есть резко возросший отток капитала: за первое полугодие выведено в офшоры примерно 68 миллиардов долларов, так необходимых российской экономике. И крайне неопределенные социально-экономические перспективы в условиях, когда США разворачивают новую военную компанию в полутора тысячах километрах от наших южных границ.

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить