Том торговли

С норильчан требуют деньги за бесплатные услуги
Уместен ли торг в библиотеках? — поинтересовался как-то у нас любопытный читатель. — Ведь библиотечные фонды пополняются за счет бюджетных средств, а с нас потом берут деньги за пользование дефицитными книжками.
На этот счёт есть два полярных мнения: официального лица — директора ЦБС системы Татьяны Гришаевой, и работника библиотечной системы, пожелавшего остаться неизвестным. Говорилось, что в массовых библиотеках не должно быть коммерции, там нет условий для хранения денег, не существует четкой системы отчетности и контроля (имелись в виду кассовые аппараты) и т.д.

Несмотря на то, что мнение нашего источника было уравновешено словами директора библиотечной системы, редакция получила гневное письмо на семи листах с требованиями опровержения.

К сожалению, газетная площадь ограничена, поэтому мы взяли на себя труд опустить эмоциональную составляющую письма и те моменты, о которых Татьяна Николаевна поведала в прошлый раз: "Удивляет то, что этот самый вопрос о законности был задан "Заполяркой" только теперь. Хотя практика оказания библиотеками платных услуг населению существует по всей России с 1994 года — со времени вступления в силу Федерального Закона РФ "О библиотечном деле". Статья 13 этого закона гласит, что библиотеки имеют право: "самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности, осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг...". Согласно этому и другим документам платные услуги были введены как дополнительные, в целях повышения качества обслуживания читателей, сохранения и пополнения библиотечных фондов. В основе же своей пользование библиотекой оставалось и остается бесплатным.

Львиная доля выделенных бюджетом средств идет на подписку периодических изданий и на приобретение книг, которые, как известно, нынче дороги. Иначе библиотека не могла бы удовлетворять читательский спрос.

Залог и плата за пользование берутся за редкие и ценные издания. При утере или порче книги эти деньги пойдут на восполнение фонда: приобретение такого же или равноценного по стоимости и содержанию издания. Залоговая стоимость книг и журналов рассчитывается из рыночной цены, но с учетом "амортизации". Так, например, один номер популярного журнала "Космополитен" в розницу стоит от 135 до 150 рублей, в библиотеке залог за него — 100 руб. Учебное издание "Основы экономической теории" в магазине стоит порядка 180 рублей, залог в библиотеке — 150. При этом стоит напомнить, что залог полностью возвращается читателю.

К вопросу об отсутствии четкой системы отчетности и контроля хочется напомнить, что нигде нет столь жесткой системы финансового контроля, как в бюджетной сфере. Квитанции, расходные и приходные ордера приходится заполнять и на рубль. Не дай бог, сумма в журнале не сойдется с суммой по квитанциям.

Да, большинство учебной литературы приходится приобретать на вырученные за платные услуги деньги, так как централизованное комплектование не всегда поспевает за спросом. Учебники стоят дорого, поэтому чаще всего их у нас один- два экземпляра на всю ЦБС. А детективы или любовные романы регулярно поступают в фонды. Кто будет удовлетворять спрос студента?"
Не будем комментировать это послание. Библиотека попросила его опубликовать — мы это сделали. Смысл не изменили, лишь сократили объем.

Однако ни опубликованная статья, ни это письмо так и не дали ответа на главный вопрос: должна ли библиотека брать деньги с читателя?

Как посетитель, скажу свое мнение: нет, не должна. Это бюджетная организация и получается, что помимо косвенной платы библиотекарям в виде налогов в бюджет каждый посетитель платит еще и непосредственно за пользование книгами.

Да, книги бывают редкие и их не на всех хватает. Так не давайте их выносить, пусть читают прямо здесь, в читальном зале! Он ведь так и называется, этот зал.

Но за работу в читальном зале денег со студента не возьмешь. Может, в этом причина?

А если учитель моей дочери по физкультуре будет брать с меня деньги, мотивируя это тем, что "мячи и скакалки нынче дорогие"? Порассуждайте на эту тему, дорогие читатели.

Раз уж мы коснулись темы библиотек, могу предложить читателям подумать, а библиотекарям предлагаю ответить еще на один вопрос: почему библиотечные фонды закрыты для посетителей?

Раньше я, будучи школьником, очень любил побродить между стеллажами с книгами в поисках нового интересного чтива. Сегодня школьников в библиотеки не пускают: "Хочешь книжку? Скажи какую — я тебе ее принесу".

Помилуйте, откуда я знаю какую? В магазине я брожу вдоль полок и выбираю товар. А библиотека в некотором смысле тоже магазин (или пункт проката). Пусть вас не оскорбляет это сравнение, я его применил для доступности подачи материала.

Что в итоге? Раньше мы могли сами ходить по библиотеке и бесплатно выбирать книги. Сегодня нас туда не пускают, а за книги требуют плату. То есть, стало хуже нам и лучше библиотекам. Несправедливо получается.

"Но ведь иначе книги будут воровать и не возвращать!" - возразят мне авторы этих преобразований.

Книги и в прошлом, и в позапрошлом веке воровали и не возвращали. С этой проблемой нужно бороться. Но не методом прямых запретов, а с помощью более грамотной системы учета, контроля и наблюдения.

Следуя вашей логике, проще вообще закрыть библиотеки. Тогда и воровать перестанут. Но и ходить не будут. Собственно, к этому, как мне кажется, дело и идет.

С нетерпением жду ответа от работников библиотек и хотелось бы узнать мнение посетителей.

Виталий Толстов
Заполярная правда

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить