Анатолий баранов: дорогие Гости, выверните, пожалуйста, карманы

До этого, правда, не дошло, но в сумках приглашенных охрана рылась весьма внимательно. Оно и понятно - Путина ждали. А агрегат просматривать сумки почему-то не привезли. Если бы не поставили рамку, как в аэропорту, пришлось бы и в самом деле вывернуть портки.

Так, с мелкой, но неприятной пакости начиналось большое и красивое дело - торжественное открытие выставки-презентации будущего празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Я говорю об этом не из обычной своей желчности, а потому только, что даже на этом недолгом мероприятии сия неприятная мелочь была далеко не единственная. Хотя видеть Героев Советского Союза, послушно выворачивающих портфели и кейсы перед хамоватыми лейтенантами в неуклюже сидящем штатском, было неловко. Пригласили ведь, и не абы кого - зачем же так?

Мероприятие организовывала мэрия Москвы. Питерцы, включая губернатора, были хотя и организаторами выставки, но - гостями столицы. И мэрия Москвы вкупе с "кремлевскими" сделала все, чтобы соблюсти приличия, но сделать пребывание в первопростольной питерской делегации как можно более неуютным. Это чувствовалось даже в поведении Юрия Лужкова, который явно солировал перед прессой и публикой, так, будто это он лично и основал город на Неве 300 лет назад. Гораздо более фактурный и просто более рослый Яковлев деликатно уступил хозяину Москвы партию первой скрипки.

Все эти нюансы, хорошо видные опытному глазу, легко выдают расклад сил и сторон в той дворцовой игре, которая нынче по недоразумению зовется российской политикой.

Перво-наперво - Путин, конечно, не приехал. Ждали минут семь-восемь -это значит, что не ждали. Вместо Путина от "кремлевских" приехала вице-премьер Валентина Матвиенко. На выборах губернатора Петербурга в прошлом году питерская уроженка Матвиенко была главной угрозой для Яковлева, тем более значимой, что ее со всей очевидностью вела рука Кремля. Она уже взяла отпуск на выборы, приехала в Питер и начала раскручивать кампанию, как последовал приказ из Москвы - вернуться. Подсчеты социологов никак не давали ей шанса набрать более 15 процентов, и в столице решили не конфузиться.

Теперь Валентина Ивановна изображает радушную хозяйку, принимающую в Москве земляков-провинциалов. Бывает.

Еще одна деталь, говорящая о многом: от Питера, естественно, выступал губернатор Яковлев и председатель закнодательного собрания Тарасов. От Москвы, соответственно, Лужков и Матвиенко. Разница в подходах.

И - характерная оговорка: Лужков, сказав приличные слова о роли Петербурга и выслушав благодарность за предоставленные площади только что отреставрированного Гостиного двора, заметил, что и "выставочку" привезли. Публику заметно покоробило. Оговорки первых лиц не бывают случайными.

Спикер городской думы Платонов, еще недавно грудью защищавший мэра от президентской опалы, теперь слова не получил и обнаружился лишь в толпе, плотной змеей устремившейся за первыми лицами в обход экспонатов.

Скажу особо - до сих пор не понимаю традиции следовать за первыми лицами подобно собачьей свадьбе. Впервые подобная ассоциация мне пришла в голову, когда на открытии какой-то тумбы Раисой Горбачевой лет пятнадцать тому, вся тусовка вдруг заскокала всед за первой леди по каким-то ступенькам неудобным, падая, наступая друг другу на туфли и пиджаки. Куда? Зачем? Перед кем можно "отметиться" в такой толпе? Не говоря о том, чтобы разглядеть дивные питерские городские пейзажи, вслушаться в воспроизводимый компьютером плеск невской волны о гранит набережных. Куда там...

И тем не менее депутаты Государственной и столичной дум, министр Швыдкой, обнаружившийся спикер Платонов, вице-премьер Ресин и еще масса каких-то знакомых, полузнакомых и незнакомых лиц понеслась зачем-то создавать массовку. Представители средств массовой информации зачем-то вскачь неслись рядом - какая же информация может быть получена на этом бегу, какие мудрые мысли может изречь запыхавшаяся вип-персона, если и всей мысли-то у нее - быть кем-то и зачем-то замеченной. И ведь понимает, что зря все это, а уж нельзя, принято так.

Впрочем, стоя в сторонке, заметил я как вился вокруг Лужкова и Яковлева скульптор Церетели, что-то показывая... на макетах исторического центра Санкт-Петербурга.

Трепещи, Град Петров!

Обсудить