Нестеренко готов вернуться в Москву?

Легендарный русский бас Евгений Нестеренко отметил 70-летний юбилей рождественским концертом в Москве. Это породило надежды, что маэстро готов возвратиться в Россию, чтобы осенью 2009 года возглавить оперную труппу Большого театра.

Евгения Нестеренко, наряду с двумя великими басами из Болгарии – Борисом Христовым и Николаем Гяуровым, принято величать «вторым Шаляпиным». В ноябре 2000 года Нестеренко изрядно опечалил своих российских поклонников, объявив, что уезжает жить и работать в музыкальную столицу мира – Вену.

Это событие маэстро отметил серией прощальных концертов в Большом и Малом залах столичной консерватории. А в разговорах с журналистами не особо скрывал свою неудовлетворённость современным состоянием российской оперы.

И вот за день до своего юбилея, в день Рождества Христова, Евгений Нестеренко принял участие в самом, пожалуй, потрясающем концерте последнего времени – российской премьере «Рождественской оратории», написанной епископом Венским и Австрийским Илларионом. Она состоялась в Большом зале Московской консерватории при участии лучших музыкальных коллективов столицы.

Интересно, что мировая премьера столь высокодуховного сочинения прошла за двадцать дней до этого в Национальной кафедральной базилике столицы США. В Москве же основополагающую арию «Ныне отпущаеши» исполнил Евгений Нестеренко, Он же, как отмечает агентство «Благовест», потрясающе представил изумлённым слушателям два речитатива – отрывки из пророчества Исайи и Первого соборного послания св.Иоанна Богослова.

В кулуарах московской консерватории живо обсуждали возможность возвращения Евгения Нестеренко в Москву, где ему могут предложить должность руководителя оперной труппы Большого театра. На предновогодней пресс-конференции в Историческом музее руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой заверил всех, что основная сцена Большого откроется после многолетнего ремонта в октябре 2009 года.

Причём постановкой шедевра русской оперы – «Руслана и Людмилы» Глинки. Меломаны полностью разделяют мысли, выраженные президентом России Владимиром Путиным в поздравительной телеграмме юбиляру. В ней Путин не только упомянул «прекрасные вокальные данные» Нестеренко, но и особо отметил его дар педагога, воспитавшего немало достойных голосов для мировой оперной сцены.

Стоит вспомнить, что мировая известность пришла к Евгению Нестеренко довольно поздно – в 32 года. Он стал золотым лауреатом Четвёртого конкурса имени Чайковского в 1970 году. А до этого триумфа Нестеренко семь лет пел на сцене Малого оперного театра в Ленинграде и уже целых три года преподавал в Ленинградской же консерватории.

В 70-90-е годы Евгений Евгеньевич блистал на самых знаменитых и фешенебельных оперных сценах мира – в миланской «Ла Скала», нью-йоркской «Метрополитен-опера», лондонской «Ковент-Гарден/», легендарной «Колон» в Буэнос-Айрисе. С удовольствием Нестеренко пел и в оперных театрах Мюнхена, Вены, Сан Франциско и многих других городов, не забывая при этом о своём родном Большом театре.

А какие замечательные, вызывавшие бешеный фурор сольные программы представлял маэстро в Большом зале Московской консерватории! Особенно хочется упомянуть первое исполнение одного из самых загадочных и метафизических шедевров позднего Шостаковича – Сюиты на стихи Микеланджело, где Нестеренко достиг совершенно запредельных глубин потусторонности и метафизики.

Очень часто Евгений Евгеньевич выступал с другим классиком – Георгием Свиридовым. И был, кстати, первым исполнителем таких замечательных вокальных циклов мастера как «Три песни» и «Песни на стихи английских поэтов». Кстати, в Гостелерадиофонде хранятся записи 53 только сольных концертов певца. И почему же мы не видим их на канале «Культура»?

О Нестеренко можно говорить бесконечно. Посему позволим лишь упомянуть о некоторых его наградах в качестве доказательства того, что Евгений Евгеньевич должен считаться «арбитром вкуса» в области оперы и вполне достоин возглавить оперную труппу Большого.

Так, в 1981 году в Италии ему вручают медаль «Золотой Виотти» в качестве признания «одним из величайших «Борисов» всех времён». Действительно, разве можно сравнить исполнение Нестеренко заглавной партии в главной русской опере с тем убожеством, которым нас потчевали в Большом театре в последней постановке «Бориса Годунова»?

В 1985 году в Вероне Нестеренко получает приз имени Джованни Дзенателло за исполнение центрального образа в сложнейшей опере Верди «Аттила». В 1992 в Баден-Бадене его чествуют как «одного из величайших басов нашего столетия» престижнейшей премией имени легендарного дирижёра Фуртвенглера. Нам же хотелось особо выделить «Золотой Орфей» Французской национальной Академии грамзаписи за участие в шедевре раннего Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Благодаря, прежде всего, Нестеренко эта необычайно трудная и красивая опера получила второе рождение.

И при такой востребованности Евгений Евгеньевич занимался ещё и педагогикой, подготовил две замечательные книги – «Мой метод работы с певцами» и «Размышления о профессии». Многие меломаны полагают, что лучшей персоны для руководства оперной труппой Большого, её творческого и кадрового обновления просто не найти.

Увы, но замечательная певица Маквала Касрашвили не показала себя столь же талантливым организатором творческого процесса. Вокруг Большого театра в последние годы то и дело возникают скандалы.То из-за сомнительного во всех отношениях музыкального материала одиозной оперы некоего «кинокомпозитора» Десятникова «Дети Розенталя». То в связи с исполнительской халтурой в последней постановке «Бориса Годунова» Мусоргского. О скандале с «режиссёрскими находками» при постановке «Евгения Онегина», вызвавшими праведный гнев Галины Вишневской, не писал только ленивый.

В последние месяцы в Большом наметились отрадные перемены. Новая постановка «Пиковой дамы», хотя и не блещет отменными голосами, всё же произвела приятное впечатление. Многого ждут и от сотрудничества с дирижёром Юрием Темиркановым, который уже публично выразил своё неприятие всякого рода эпатажников в оперной режиссуре. Именно Темирканов будет готовить к гоголевскому юбилею возобновление на сцене Большого лучшей оперы Родиона Щедрина «Мёртвые души».

К сожалению, сам Евгений Евгеньевич Нестеренко пока не хочет комментировать свои планы и обстоятельства возвращения в Большой театр. Молчит и нынешний директор Большого Анатолий Иксанов. Скорее всего, это связано с тем, что переговоры с легендарным маэстро ещё не завершены.

По нашей информации, о планах назначения Евгения Нестеренко директором оперной труппы Большого театра объявит начальник управления современного искусства ФАККа Майя Кобахидзе на презентации проекта постановки в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко мистерии Кшиштофа Пендерецкого «Потерянный рай» ( по поэме Мильтона), которая состоится в конце февраля. Кстати, тогда же Роскультура презентует и постановку увлекательной и эмоционально насыщенной оперы Альбана Берга «Лулу» на сцене Детского музыкального театра имени Натальи Сац.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
США призывают Германию отказаться от «Северного потока-2»
Во сколько обходится Украине "бережливость" Петра Порошенко
Какие лекарства убивают мужскую силу
У России могут навсегда отобрать Луну
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
У ВМС Украины нет ракет для своих катеров
Турция купит у США больше сотни истребителей F-35
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Украина "создала" автокефальную церковь. Что дальше?
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Западные СМИ сравнили российский Ил-112В с украинским Ан-140
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Fox News: главной угрозой для США является Китай, а не Россия
Петр Порошенко сбежал с дебатов в Европарламенте
Путин осудил запреты рэп-концертов в стране
Путин осудил запреты рэп-концертов в стране