Париж разбивает иллюзии русской интеллигенции

Татьяна Владимировна Светлова, псевдоним Гармаш-Роффе родилась в Москве. Окончила филологический факультет МГУ. Занималась театральной критикой, публиковалась во многих изданиях. Почти семь лет автор детективных романов серии «Больше чем детектив» живет во Франции. В 2001 году безуспешно пыталась выиграть судебный процесс, обвиняя издательство «Роббер Лаффон» и автора книги «Между небом и землей» Марка Леви в плагиате.

- Вы долгое время жили в России и достаточно большой срок провели во Франции. Насколько сильно изменились за это время эти страны? Где разница чувствуется наиболее ярко?

- Конечно, в России. Франция, как и все развитые западные страны сегодня, меняется поступательно, спокойно, без потрясений. В России же произошла (и все еще длится) революция, - к счастью, бескровная. Полная смена всего: политического уклада, экономического, и, разумеется, изменения в национальном сознании, в менталитете граждан.

«Правде.Ру» объяснили правила современного плагиата

- Не об одном городе мира не говорят столько хорошего, как о Париже. Здесь и совершенно иначе осмысленная фраза о том, что «Париж стоит обедни», и то, что, увидев Париж, можно умереть. Иногда приходится слышать, как другие, более красивые города продолжают традиционно сравнивать со столицей Франции. На ваш взгляд, это умелая работа местных литераторов или нечто иное?

- Для меня существуют два (не всегда совпадающие) критерия оценки: эстетическая и энергетическая. Например, с эстетической точки зрения город Петербург красивее, чем город Москва. А с энергетической точки зрения Москва мне намного милее, она для меня более «русская». Но это восприятие совершенно субъективное, я ведь москвичка.

Париж для меня город не родной, и думаю, что в его восприятии я намного объективнее. Архитектурно он необычайно красив, но, наверное, в этом плане с ним вполне могут тягаться Лондон, Вена или Прага. А вот энергетически... Этот город – воплощенная в камне радость. В романе «Частный визит в Париж» я описала это ощущение «высоким штилем», который в интервью не слишком уместен... Но все же скажу в двух словах: Париж втекает в вены, как хорошее вино, - радостью и теплом. Это уникальное ощущение, - мне не довелось испытать его ни в каком другом городе.

- Существуют страны, которые только и существуют, что на доходы от туризма. Франция – одно из богатейших государств мира, но с туристами тут все в порядке. Ни недавние массовые беспорядки, ни какие-либо катаклизмы, слава Богу, не уменьшили этот поток. Что должно такое произойти, чтобы во Францию перестали бы ездить? Возможно ли такое?

- Настолько, насколько реален сценарий фильма-катастрофы. Например, придет в Париж Годзилла. Или его накроет летающая тарелка.

Российская писательница крупно проиграла французам

- Последний вопрос был поставлен в такой, может быть, не очень корректной форме, потому что вы пишите детективы. Этот жанр предполагает рассказ о преступлениях. Вы, наверное, заглядываете во французскую криминальную хронику. Чем она вас удивляет, если удивляет?

- Не удивляет, а огорчает. Я бы даже сказала, что разбивает последние иллюзии, питавшие русскую интеллигенцию в прошлом веке. На примере Франции становится понятно, что ни продвинутая культура, ни экономическое благополучие не делают, увы, людей лучше. Причем, это относится не только к преступникам, которые так же одноклеточно-корыстны и безжалостны, как везде. Это относится и к тем, кто призван вершить правосудие: к следственным и судебным органам. Халатность и непрофессионализм (за которыми стоят всем знакомые мотивы и факторы: поскорее закрыть дело, выслужиться перед начальством, доказать собственную «крутизну» любой ценой, и так далее...) нередко оказываются причиной следственных и судебных ошибок. Хотя, без сомнения, они случаются не столь часто, как в России.

- Всегда интересно расспрашивать человека, который имеет возможность сравнивать. Особенно, если этот человек писатель (что предполагает наблюдательность) и, если это женщина, которая часто замечает то, что недоступно порой мужчинам. Какой из двух стран вы бы отдали предпочтение? Вопрос можно сформулировать по-другому: в какой из стран лучше воспитывать своих детей?

- Хорошо, что вы уточнили вопрос, - иначе можно было бы легко заплутать во множестве различных аспектов. И даже в этом вопросе есть несколько аспектов, которые можно перебирать очень долго!

Но я выберу один из них: аспект человеческого общения. Понятия дружбы, любви, каких-то базовых ценностей в отношениях. И отвечаю: В РОССИИ.

Не потому, что мы лучше французов. Нет, мы такие же, со всем набором недостатков, присущим людям, как то: зависть, меркантильность и многое другое, что нас часто разочаровывает в отношениях с ближним. Но мы более открыты эмоционально. Мы больше вкладываемся в отношения. То, что во Франции (и вообще на Западе) называют дружбой, в России называется всего лишь приятельство. И дело не в количестве общения, а в его качестве. Мы друзей – любим. Мы можем говорить на интересные темы, а можем просто трепаться ни о чем, но в это время происходит энергетический обмен, взаимное эмоциональное насыщение.

Западный же человек с друзьями – просто общается. Информация на информацию, мысль на мысль. Разговор может быть очень интересным по содержанию, но энергетически он пуст. Он не оставит тепла в душе...

Вы спросили: в какой из стран лучше воспитывать своих детей? Своих – значит, наших, русских? Так вот: нашим, русским детям, с нашей генетической потребностью в любви, равно как и с нашей культурно-морально-образовательно-ментальной потребностью в ней же, - нашим детям лучше расти в России. Им там просто будет теплее...

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить