"Времена года" нищего священника Вивальди

Как теперь уже достоверно доказано, 4 марта 1678 года родился Антонио Вивальди — скрипач — виртуоз, давший новую жизнь забытому жанру кончерто гроссо (Concerto grosso) и подаривший миру гениальный концерт "Времена года", который и по сей день остается загадкой для многих искусствоведов, так и не раскрывших многогранную тайну замысла маэстро.

335 лет назад в Венеции появился на свет Антонио Вивальди. Историки долгое время не могли определиться с точной датой рождения великого маэстро, пока в середине XX века английский ученый Эрик Пол не обнаружил утерянные записи церковного прихода Святого Иоанна в Брагоре. Согласно найденной летописи, сын Джованни Баттисты Вивальди родился 4 марта 1678 года, и в этот же день был крещен, получив церковное имя Антонио Лучио.

Годы отрочества молодой Вивальди провел рядом с отцом, который занимал церковный пост скрипача Собора Сан Марко. Именно Джованни Баттист привил сыну любовь к духовенству и музыке. В возрасте пятнадцати лет Антонио играл в оркестре собора и обучался священническому служению. Посвящая много времени любимым занятиям, юноша добился небывалых успехов. В 1703 году, получив сан, он также прославился как музыкант-виртуоз, в совершенстве владеющий смычком.

Благодаря своим профессиональным навыкам Вивальди смог устроится преподавателем в по классу скрипки в женскую консерваторию церковного приюта "Пиета", где со временем организовал собственный хор и оркестр. Священник-скрипач, долго разрывался между творческой, просветительской и духовной жизнью, пока, наконец, не избрал свой путь.

Антонио решил попробовать себя в сочинительстве, и весьма удачно — в 1705 году в венецианском издательстве Джузеппе Сала было опубликовано 12 его сонат, которые сам автор назвал первой частью опуса, вторая часть которого, увидела свет ровно через четыре года. К тому времени Вивальди уже стал знаменитым музыкантом, удостоенным чести выступать перед королем Фридрихом IV. На его концерты съезжались любители скрипичного искусства, вдохновленные новым восприятием некогда сольного инструмента.

Антонио поражал поклонников своим видением творчества, отторгавшим прежние каноны. Его концерты си минор для четырех скрипок позволяли слушателям оценить всю глубину еще не до конца осмысленной музыки позднего Барокко.

Читайте также: Истории любви: счастье музы Пушкина

Популярность Вивальди открыла ему двери лучших сценических площадок Италии. По заказу театров Сан-Анджело и Сан-Мозе, он написал великолепные арии и оперы "Nerone fatto Cesare" ("Нерон, ставший Цезарем"), "L'incoronazione di Dario" ("Коронация Дария") и "La costanza trionfante degl'amori e de gl'odii" ("Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью") которые вошли в бессмертное наследие мастера. В период с 1713–1718 год Вивальди сочинил восемь опер, которые принесли ему известность.

Антонио начал гастролировать по ближайшим городам и странам. Так в 1719 году судьба занесла его в городок Мантуя, где он познакомился с оперной певицей Анной Жиро, которая стала его ученицей, подругой и любовницей. По возвращению в родной город, Вивальди был осужден церковью за слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с женщиной. Однако композитор слишком дорожил своей спутницей, и, не смотря на пересуды, брал ее во все поездки и отстаивал честь своей "названной сестры".

В 1723 году Антонио Вивальди начал работу над своим самым знаменитым восьмым по счету опусом "Времена Года" который принес ему всемирную известность. Это гениальное произведение, состоящее из четырех концертов — времен года, поделенных каждый на три части, соответствующим месяцам, произвел фурор не только среди поклонников творчества музыканта. Элегия получила признание у философов, критиков и даже поэтов, приобретя статус парадигмы творческого мышления. В контексте сонет, предшествовавших каждому отрывку композиции просматривался глубоких под смысл, соотносящий каждое время года с этапами становления человека — рождение, юношество, зрелость и смерть. Романтики также видели в творении Вивальди путь движения солнца по небосклону, которое поднимаясь на востоке, уходило в зенит, закатывалось за горизонт, побуждая сумерки, а затем пряталось из вида, повергая мир во мрак.

Благодаря своим трудам, Вивальди стал пастырем барочного искусства. Его совершенствование жанра скрипичной музыки Concerto grosso в форме старинной сюиты, где группа солирующих инструментов задает тон основной массе оркестра, дало новую жизнь наследию знаменитого итальянского композитора Алессандро Страделла, жившего в XVII веке. За свою жизнь композитор написал более 500 концертов, 100 сонат, симфоний и серенад, показал миру новую музыку, но был не заслуженно забыт и буквально предан своими поклонниками.

В возрасте 62 лет Антонио, как всегда, в сопровождении Анны Жиро и ее сестры отправился на поиски вдохновения в Вену, где тяжело заболел. Через некоторое время после его приезда скончался Карл VI, и в стране начался военно-политический конфликт, вызванный попыткой европейских держав оспорить завещание императора и разделить владения дома Габсбургов в Европе. Его музыка вышла из моды, и имя Вивальди было, незаслуженно, забыто.

В последние годы своей жизни он продавал свои произведения за баснословно нищенскую плату: по одному дукату за штуку. Обнищавший, всеми покинутый и потерявший все, что у него было, он скончался 28 июля 1741 года. Похоронили маэстро на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров, а все его имущество было описано в счет уплаты долгов.

Сегодня одно из самых знаменитых произведений Вивальди "Времена года" признано величайшим достоянием эпохи барокко. Каждое его исполнение собирает полные залы, музыканты-виртуозы многие десятилетия стараются понять его суть, а балетмейстеры перевести неисчерпаемый сюжет на язык танца. Выдающееся творение маэстро подарило ему посмертную славу и стало пророчеством его собственной жизни — первой частью было его обучение, второй признание виртуозом, третьей горькое разочарование в собственных иллюзиях, а заключительной — последний вздох прощания с бренным и таким не постоянным миром.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Правда, деньги и ракеты: что Путин показал Западу с "Валдая"
Это — оккупация: Соединенные Штаты Афганистана
Трамп vs ЦРУ и ФБР: узнает ли мир о роли спецслужб в убийстве Кеннеди?
Украинские СМИ сообщили об убийстве девушки Гиви в Донецке
Европа изгоняет фонд Сороса за разрушение суверенитетов
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Мадрид не собирается арестовывать главу Каталонии
Трамп vs ЦРУ и ФБР: узнает ли мир о роли спецслужб в убийстве Кеннеди?
Трамп vs ЦРУ и ФБР: узнает ли мир о роли спецслужб в убийстве Кеннеди?
Трамп vs ЦРУ и ФБР: узнает ли мир о роли спецслужб в убийстве Кеннеди?
Трамп vs ЦРУ и ФБР: узнает ли мир о роли спецслужб в убийстве Кеннеди?
Лауреат Нобелевской премии: Причина рака - кислотность. Дышите полной грудью!
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
В Ростове полыхают торговые павильоны на рынке "Атлант": видео
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями