"Мастера и Маргариту" лучше никому не снимать

В гостях у "Правды.Ру" легендарный советский и российский кинорежиссер Владимир Наумович Наумов. Кинорежиссер рассказывает о своих знаменитых фильмах "Бег" и "Тегеран-43", работе с киноактерами Аленом Делоном, Михаилом Ульяновым и Евгением Евстигнеевым, а также об удивительной мистике вокруг произведений выдающегося писателя Михаила Булгакова.

— Владимир Наумович, вы приступили к съемкам фильма "Сказка о царе Салтане". Почему обратились к творчеству Пушкина? Что вас, режиссера интеллектуального кино, вдохновило на фильм по детской сказке?

— Сейчас на экранах телевизора можно часто увидеть рекламу: "Газпром — наше национальное достояние" И мне хочется задать вопрос: "А что будем делать, когда газ кончится?". Так вот хочу сказать, что настоящее национальное достояние — это Пушкин, и он не кончится никогда. Сегодня наш язык загрязнили и испоганили. У Пушкина потрясающий язык, потрясающее умение сделать фразу музыкальной. Я хочу, чтобы в каждой русской школе, каждый первый урок начинался с Пушкина. Потому что мы все отравлены, разговариваем на бог знает каком языке, нужно чтобы дети почувствовали чистоту языка, его прочность, объем. Так как он описывает пейзаж или человека, так никому не дано до сих пор. Достоевский на могиле Пушкина сказал: "Сколько тайн он унес с собой". Я в детстве читал все его сказки, а сейчас перечитываю и нахожу для себя столько необычного.

— Довольны ли вы материалом и снимается ли у вас в фильме актриса Наталья Белохвостикова, которая стала счастливым талисманом почти всех ваших работ?

— Сейчас полным ходом на Мосфильме идут съемки, затем планируем перебраться к Черному морю, так требует сюжет сказки. Надеюсь, современный зритель оценит мои усилия. А Наталье Белохвостиковой досталось роль бабы Бабарихи. Хочу сказать, что она отлично справляется с поставленной задачей.

— Вы уже более 40 лет женаты на актрисе Наталье Белохвостиковой, снимаете ее во всех своих фильмах. Легко ли снимать собственную жену?

— С одной стороны снимать ее легче, потому что она знает значительно больше о фильме, чем просто актриса. Работа над фильмом не кончается на съемочной площадке, она продолжается и дома, где мы обсуждаем, выверяем отдельные моменты будущей ленты. Но на съемках я всегда отношусь к ней строже, чем к другим, именно потому, что она жена, и мне неудобно отменить съемку, если Наташа заболела. Даже если вижу, что ей холодно во время съемок (иногда снимаем в тяжелых условиях и я понимаю, что она может заболеть), все равно не имею права отменить съемку только по той причине, что актриса моя жена.

Я часто говорю ей, что она не имеет права ошибаться и подводить мужа. У меня характер конфликтный, могу вспылить, нечаянно обидеть, чего-то наговорить, но знаю, что моя Наташа меня поймет и простит. Еще я по природе человек увлекающийся, могу работать и обо всем забыть, не есть целый день. Наташа напоминает, что надо поесть, пытается удержать меня в рамках, научить следить за собой. Конечно, она моя Муза, я без нее просто пропал бы.

— В соавторстве с режиссером Александром Аловым вы сняли замечательный фильм "Бег" по Булгакову, который и сегодня с восхищением смотрят миллионы зрителей. Расскажите об этом?

— Фильм "Бег" — это первая попытка в нашей стране экранизировать Булгакова. А надо сказать, что Булгаков тогда был в большой опале, и нам с Аловым пришлось потратить около трех лет на "пробивание" этой темы. Литературным консультантом у нас была вдова писателя, Елена Сергеевна Булгакова. Она умела создавать ощущения присутствия автора. Она называла себя "единственным представителем" Михаила Афанасьевича на Земле. Иногда, посмотрев материал фильма, где мы с Аловым зачастую снимали сцены, не существующие в романе, она говорила: "Да, этот материал Михаилу Афанасьевичу понравился, но он просил добавить несколько деталей". Мы переснимали, добавляя с Аловым сцены, и действительно получалось в духе Булгакова.

После окончания производства фильм подвергся цензуре и преследованию. Нас с Аловым обвинили в сочувствии к белогвардейцам и в том, что генерал Чернота, мастерски сыгранный Михаилом Ульяновым, вызывает симпатию. Готовилась премьера, в кинотеатре Россия висел огромный плакат к фильму и в одну секунду все сняли. Мы с Ульяновым бросаемся к нашему руководству с просьбой посадить нас на самолет до Москвы. А надо сказать, что Ульянов был безумно популярен. Нас посадили в правительственный самолет. И когда мы летели, члены правительства (не буду называть их фамилии) предложили нам сыграть в домино. Я со своей стороны предложил сыграть в "американку" (это когда проигравший выполняет любое желание). И на наше счастье нам повезло, мы выиграли. Члены правительства пытались выкрутиться, но нам с Михаилом тогда терять было нечего, мы просто вцепились "в пиджак" нашим заступникам. Я звонил, напоминал, просил. Видно, у них взыграла совесть и они милостиво разрешили народу посмотреть эту картину.

— В фильме снялись замечательные актеры, но особенно запомнился эпизод карточной игры с Ульяновым и Евстигнеевым. Как вам работалось с этими актерами?

— Ульянов — блестящий актер, он требовал от меня и от Алова постоянных репетиций. А Евстигнеев — импровизатор. Он после первой репетиции тут же "завядал", ему становилось скучно. У нас была специальная красивая девочка-ассистент, она уводила его в гримерку и там поила кофе, веселила и не давала ему "завять". А мы в это время репетировали с Ульяновым. И когда он был готов, выпускали Евстигнеева. И наша цель состояла в том, чтобы Ульянов "дозрел", а Евстигнеев не "завял".

Мы Ульянову крепили специальные усы, но они почему-то все время отклеивались и, когда он целовал Евстигнеева, маленькие кусочки волос попадали ему в рот. Евстигнеев отплевывался и делал такое брезгливое лицо. Получилась потрясающая сцена. Вообще у этих актеров было невероятное умение импровизировать на лету.

— Получилась одна из самых лучших экранизаций Булгакова. А было желание продолжить тему?

— После того как из "Бега" были вырваны буквально клоки мяса, картина пошла в прокат. Несмотря на все перипетии, у нее была счастливая прокатная судьба, она пользовалась большим успехом у зрителя. Очереди за билетами выстраивались километровые, были введены дополнительные сеансы. По опросу зрителей, "Бег" был признан лучшей картиной года. А мы уже с Аловым замахнулись на большее и стали мечтать о "Мастере и Маргарите".

Думая о будущем фильме, я сделал огромное количество рисунков, набросков к фильму. И однажды ночью мне приснился сон. В квартире стоит вдова Булгакова и говорит мне: "Михаил просил передать, чтобы вы "Мастера и Маргариту" не трогали". И она пошла к выходу. Я вскочил, по дороге зацепился и ударился коленом о тумбочку. Она стоит возле лифта и добавляет напоследок: "И вообще пусть никто не трогает". Утром просыпаюсь, думаю, что за странный сон приснился. Смотрю на колено, а там огромный синяк. В общем, мы с Сашей от картины отошли, и как оказалось, все режиссеры, которые брались за это произведение, терпели поражение.

— В вашем фильме "Тегеран-43" снимался Ален Делон. Как вам удалось заполучить кумира миллионов? И как вам с ним работалось?

— Когда мы приехали к Делону, чтобы обсудить его участие в нашем фильме, он поначалу отверг предложенную роль. Сказал, что не доволен объемом, и предложил нам, если мы хотим его заполучить — увеличьте роль, чтобы было что сыграть. Мы приехали с Аловым в отель, заказали ужин в номер, пригласили стенографистку-переводчицу и с девяти вечера до восьми утра сочиняли ему новую роль. Делон, увидев нас в девять утра в офисе, удивленно на нас посмотрел, не ожидав такой скорости, но сценарий взял, прочитал и дал согласие. Вскоре мы уже начали снимать.

И, несмотря на то, что мы говорили на разных языках, нам удалось наладить эмоциональный контакт, эмоциональную синхронность. Делон понимал нас с полуслова, и сотрудничество оказалось приятным. Конечно, этот актер профессионал высшего класса. На съемки всегда приезжал вовремя, всегда подтянут, собран. С первого раза запоминает текст и потом практически не ошибается. У него, безусловно, своя особенная аура. И он, как говорится, самый "французистый" француз.

После окончания съемок Делон был на мировой премьере фильма в Париже, а на Международный кинофестиваль в Москву приехать не смог. У Роми Шнайдер, с которой он очень дружил, трагически погиб сын.

— Ваша дочь Наталья Наумова пошла по вашим стопам. Вы довольны, как складывается ее творческая судьба? Помогаете ей в творчестве или она все делает сама?

— Лично я хотел, чтобы дочь работала в кино, но это совсем не значит, что я что-то делал для этого. Она могла выбрать любую профессию, никто на нее не давил. Дочь с самого начала знала, что это жесткая профессия. Поначалу ее бросало из стороны в сторону, но она выбрала свою судьбу сама. Сейчас она, снимая как режиссер, практически не пользуется моими советами. Она принадлежит к другому поколению, заметно отличается от нашего поколения, ко многим вещам относится проще. Она вполне обходится без моего участия. Наташа-младшая независима, умеет постоять за себя и у нее много интересных замыслов.

— Когда закончатся съемки фильма, чем дальше планируете заниматься? Какие следующие проекты?

— Я нахожусь в прекрасной творческой форме. Несмотря на возраст, сил и энергии хватает. У меня есть два замечательных сценария, по которым я давно хочу снять картины. Еще хочу написать книгу о кино, у меня есть что рассказать. Думаю, что приступлю к ней в ближайшее время.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Где на самом деле похоронен Пушкин?
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Кровь и крики: спецназ штурмует "Михомайдан" в Киеве
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США
Боевики ИГ* планировали взорвать Киркорова в Махачкале
Боевики ИГ* планировали взорвать Киркорова в Махачкале
Ксения Собчак решила участвовать в президентской гонке-2018
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США
Приживалки Запада: чем гордятся украинские эмигранты
Приживалки Запада: чем гордятся украинские эмигранты
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Саакашвили – Порошенко: я твой рошен шатал!
"Собчак на выборах может понести, и ее не остановишь"
Европейские СМИ поражены тотальным воровством в армии Украины
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США