Олег Иванов: Песня отражает свое время

Как рождается песня? Не бабочка-однодневка, нет, настоящая, которая прочно врастает в душу целых поколений: согревает в невзгодах, окрыляет, уносит в безбрежную синь в теплые, светлые дни... Композитор Олег ИВАНОВ, похоже, владеет этой магией.

Практически все его песни занимают на эстраде особое, “заповедное” место.

Это и написанный в 1970 году “Товарищ” (“И хлеба горбушку – и ту пополам.”), и “Олеся”, исполняемая ансамблем “Сябры”, и “Талая вода”, которую пели сначала “Верасы”, а чуть позже Сергей Захаров и Ринат Ибрагимов, и “Горький мед”, и “Горлица” (“Самоцветы”); сегодняшние — “Мамин крестик”, “Свет пречистый” (Анастасия), “Ваша Светлость” (Юлиан), “Самовары-пряники” (Надежда Бабкина)... Да разве все перечислишь! Слава Богу, композитор и раньше, и сейчас – в великом творческом кипении.

— Олег Борисович, давайте начнем от печки – когда и как вас прибило к музыкальному берегу?

— На этот вопрос лучше бы всего ответила моя покойная бабушка Анна Евлампьевна Пилипенко – она рассказывала, что когда я еще был совсем маленьким, не умел говорить, весьма активно реагировал на игрушки со звуком. С ее слов – говорить и петь я учился одновременно... Народная песня вошла в меня с самого раннего детства. На кухне большой коммунальной квартиры, мы и пели с бабушкой на два голоса — это были первые мои публичные выступления. Позже, уже в Барнауле, я пел в школьной самодеятельности, участвовал в спектаклях...

В старших классах играл в школьном эстрадном ансамбле. Параллельно закончил музыкальную школу по классу фортепьяно. По-настоящему песни я начал писать, когда поступил в медицинский институт. Нужно было проучиться 6 лет в институте и проработать 3 года врачом на “Скорой помощи”, чтобы окончательно понять: музыка это главное дело моей жизни.

— Трудно было завоевывать Москву? Через какие тернии пришлось пройти?

— На поездку в Москву я откладывал несколько лет — жил тогда на стипендию. И когда я наконец попал в столицу — со своими песнями пошел по музыкальным редакциям, на фирму “Мелодия” и т.д. Везде встречали очень доброжелательно, но отказывали, говорили: вы человек способный, вам надо дальше учиться... Так было до появления песни “Товарищ”, которая, собственно, и определила всю мою судьбу.

— В 70-е годы ваши песни пели все популярные тогда ансамбли...

— Да, я пришел, как композитор вокально-инструментальных ансамблей. Меня с полным правом можно называть пионером этого движения. Мои песни исполняли “Самоцветы”, “Веселые ребята”, “Лада”, “Акварели”, “Верасы”, “Сябры”, “Песняры”, узбекский ансамбль “Садо”...

— Сегодня эстрада у нас другая. К сожалению, содержание и мелодика нынешних песен часто удручают. Что произошло?

— Согласен, порой песни, написанные и пятнадцать, и тридцать лет назад, звучат более привлекательно, более современно, чем многие сегодняшние. Песня отражает свое время. Почему в последнее время наметился колоссальный интерес к ретро-песне? Думаю, это результат неприятия людьми черных сторон нашей нынешней жизни. Люди интуитивно тянутся к тому, что в принципе присуще нашему народу — к духовности, романтизму... Духовные ценности для нас тысячелетиями стояли выше, чем ценности материальные.

И когда несколько последних лет нам стараются привить другое – во главу угла ставится культ доллара, культ низменных чувств, присущих Америке, – все это вызывает отторжение. В этом отношении у меня оптимизм за Россию: то, что происходит сейчас в нашей жизни — результат неприятия именного такого подхода.

— Как нынешний кризис отразился на артистах?

— Тот кризис, который ударил в августе по нашей стране, естественно, затронул и всех артистов, поэтов, композиторов... Например, мои гонорары автоматически уменьшились в 4-5 раз... Но удивительное дело — только за последнюю неделю я написал четыре песни, причем две из них резко оптимистические! Не всегда материальное благополучие приносит счастье, тем более творческое. Конечно, я должен кормить семью — у меня жена, четырехгодовалый сын...

— С чего начинается песня?

— Раньше, когда я был молодым, для меня главным стимулом была хорошая музыка. С возрастом пришел к другому — сейчас для меня первично слово, стихи. Мне уже не нужно садится за инструмент, чтобы писать песню. Я читаю стихотворение: либо на первый раз, либо на сотый, возникает мелодия. Сама возникает.

Потом я сажусь за инструмент... Постепенно, в середине своей жизни я пришел тому, с чего начал, — к народной песне. Это особенно проявилось в содружестве с ансамблем “Сябры” и вот сейчас, в 90-е годы, — с “Русской песней” Надежды Бабкиной, с Анастасией. С поэтом Анатолием Поперечным. Мне кажется, музыка обязательно должна быть национальной, корневой.

— Ваш самый любимый уголок на земле?

— Сибирь. Барнаул. К сожалению, я давно уже там не был. Образовалась парадоксальная ситуация: у отца неважно с сердцем, в два моих последних приезда он так радовался, что оба раза его увозила “Скорая помощь”. Поэтому я и не еду – очень боюсь его волновать. А так хочется...

Беседу вел Сергей КАРГАШИН.

Автор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить