КИНО ПО СУББОТАМ ОТ «ПРАВДЫ.РУ» - 21 сентября 2002 г.

Перед тем как выпадет первый снег, а деревья потеряют последние листья, хочется чуточку почудить напоследок, а уж только потом войти в зимнюю спячку, когда перебежки по холоду в теплые и не очень помещения мучительны и долгие месяцы хочется солнца.

 

 Эмир Кустурица, культовый режиссер культовых фильмов – отвечает такому осеннему куражу. Особенно его «Подполье Андеграунд», снятое в 1985году.

 

 Причудливая фантасмагория знаменитого режиссера, где воедино слились сказка и жестокая быль, любовь и ненависть, безудержный смех и невыносимое горе... Герой фильма Марко еще во время Второй мировой войны прячет под землю своих соотечественников. Проходят годы, а люди все думают, что идет война... Люди всегда думают, что идет война и не так уж не правы.

 

 Излом и динамика, причудливая композиция кадра создают настроение фильма сродни мелодиям Эмира Кустурицы, заставляют поймать темп и выйти, хотя бы ненадолго из подземелья, несмотря на то, что война. Плюс саунд-трек культовой венгерской группы «KORAI OROM» добавляет остроты восприятия и наслаждения фильмом.

 

 Кустурицу после получения главного приза на Каннском фестивале в прессе стали обвинять в том, что "Андерграунд" якобы финансировался из Югославии Милошевичем. Но так как было быстро доказано, что фильм сделан на французские деньги (финансировал фильм филиал французской корпорации "Буиг" компания СВ-2000.), это осталось на совести отдельных журналистов, сводивших личные счеты с Кустурицей. Да и какая разница на чьи деньги сделано настоящее кино, которое стоит смотреть?

 

 Но в осень все же входить придется и буйство листьев сменится унылой и крючковатой вязью голых ветвей, сквозь которую видно низкое серое небо. В зиму надо входить с сердцем спокойным и сильным, чтобы ее пережить. И чтобы остались силы порадоваться на весну, если она все же наступит.

 

 Вязкое золото фантазии Дэвида Линча – лучшее, во что можно окунуться перед тем, как прыгнуть в сугроб серой московской зимы.

 

 Где-то, может быть, даже в этом времени и в этой стране будут «голубые небеса», под которыми «великолепными коврами блестя на солнце снег лежит», но нам на это рассчитывать нечего.

 

 Будет слякоть и потрясающая разница температур между улицей и московским метро, по которому бредут унылые толпы взмокших людей с потухшими взглядами и почти без надежд.

 

 Зрелище потрясающее и угнетающее – тысячи фигурок бредут хаотично, и каждая несет в себе холод, свои собственные страхи, желания, которые никогда не исполнятся и маленькие личные ненависти.

 

 Лучше уж окунуться в Линча, реальность исказится и каждый сможет нянчить свое полено, забывши о том, что таких как он - миллионы и ни у кого ничего не сбылось.

 

 «Случай в Твин Пикс», год 1989. Солнечная палитра Линча, конечно, напоминает желтый туман, но страх у него не страшен, а по-детски интересен, захватывающ и обволакивающ. Страх – как стиль жизни, когда каждый шаг становится шагом русской рулетки. Линчевский оптимизм – светлый ужас – сочетание несочетаемого – вот что делает его отличным от остальных режиссеров ужастиков, которые только и умею пугать, а не обнадеживать страхом. Лора Палмер, сестра подсознания каждого, брат его, подсознания то есть, агент Купер – подскажут парадоксально, как не свихнуться долгой зимой, хотя для того, чтобы это получилось, надо свихнуться нарочно и загодя.

 

 А ребятишкам можно заказать ностальгическую «Гостью из будущего» Павла Арсеньева, пусть поприкалываются милой и навной историей про чудо-девочку, придуманную кумиром нашего детства Киром Булычевым. Если не заказать – они же этого никогда не увидят…

 

 Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

Новости на ту же тему на Лентах.Ру">Новости на ту же тему на Лентах.Ру

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить