“Очеловечить жизнь на земле”

Латиноамериканские корни Гуманистического Интернационала

На базе Института Латинской Америки РАН в Москве вот уже шесть лет действует Клуб гуманистических инициатив. Удивляться симбиозу этого клуба и ИЛА не приходится. Само гуманистическое движение как некое особое объединение левых интеллектуалов зародилось в Латинской Америке на рубеже 80—90-х годов. У его истоков стоит Марио Луис Родригес Кобос, известный аргентинский философ и писатель, которого узнают под псевдонимом Сило.

В середине 60-х он начинал с объединения небольших групп интеллектуалов левой ориентации у себя на родине. А уже в январе 1989 года в учредительном съезде Гуманистического Интернационала во Флоренции (Италия) приняли участие представители 43 стран. На настоящий момент этот интернационал объединяет партии, движения и клубы, действующие во всех странах Европы и Америки, в Японии, в некоторых арабских и африканских странах.

Главный тезис “силоизма” — “очеловечить жизнь на земле”, но ненасильственным путем.

Первопричиной трагических противоречий в развитии современной цивилизации Сило считает насилие. Оно пропитало массовую культуру, систему ценностей, человеческих отношений.

Исходя из этого тезиса, “силоизм” критикует капитализм и особенно любые проявления империализма в современном мире.

Если исходить из того, что левой можно назвать ту систему взглядов, которая выступает в защиту угнетенных, тех, кто внизу, то Гуманистический Интернационал, безусловно, является объединением левых политических организаций.

Как реальная политическая сила это идейное течение заявило о себе пока только в Чили и Аргентине. Так, на парламентских выборах 1997 года в Чили гуманистическая партия набрала 2,9 процента голосов. А на состоявшихся в том же году выборах в аргентинский парламент местные гуманисты получили 0,7 процента электората голосов избирателей — больше, чем коалиция левых сил: коммунисты, “зеленые” и др.

Кстати, II конгресс Гуманистического Интернационала состоялся в Москве (осень 1993 года). Его участниками с российской стороны в большинстве были студенты. Вообще в России представители этого интернационала делают ставку на работу с молодежью.

Московский конгресс Гуманистического Интернационала посетили и некоторые непременные члены нашего политического бомонда. Особенно памятна беседа, если это так можно назвать, М.Л. Родригеса с В. Новодворской. Около получаса “кассандра” нашей “демократии” выкрикивала ему в лицо, что “Коммунисты — фашисты!”, “Нас сажали!”, “Мы будем сажать” и т.д.

Когда мадам Новодворская выдохлась, Сило сказал куда-то в пространство: “М-да, Россия...”

То, что именно в Латинской Америке гуманизм заявил о себе впервые, понятно. Вся жизнь ее народов проникнута насилием в условиях политической и социально-экономической нестабильности. Появление его в России на излете “катастройки” стало одним из показателей грядущего лихолетья, которое мы сейчас переживаем.

В начале этого года в аргентинской столице Буэнос-Айресе состоялась сессия Мирового совета гуманистического движения. На ней были подведены итоги организационного развития с момента создания Интернационала и отмечено, что он реально действует во всем мире. Также был взят курс на достижение массовости гуманистического движения (принцип “лицом к народу”).

С этой целью его активисты, ранее готовившие новые кадры в студенческих аудиториях и общежитиях, начали работать по линии “низовой демократии”. То есть они понесли идеи ненасилия, отрицания капитализма и массовой культуры, борьбы против экономического угнетения в кварталы бедноты, обратились к объединениям национальных меньшинств, в молодежные, женские и религиозные организации — на разных социальных уровнях и в разных социальных группах.

Лидеры Гуманистического Интернационала надеются, что если в условиях нарастающего разочарования традиционными партиями во всем мире этот курс будет выдержан, то их движение ждет большое будущее.

Александр КУЗЬМИЩЕВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить