Ужель тот самый Онегин?

В канун 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Санкт-Петербурге и Москве состоялась мировая премьера нового английского художественного фильма “Онегин”.

Известно, что наш единственный художественный фильм, который снимается в рамках юбилейной пушкинской программы “Русский бунт” (по “Капитанской дочке”) режиссера А.Прошкина, появится на экранах только осенью, а отечественных экранизаций “Евгения Онегина” за столетнюю историю кино было всего две — в 1911 и в 1959 году, когда вышел фильм-опера П.Чайковского.

Пушкиным “заболел” восемь лет назад известный актер, обладатель “Оскра”, Рэйф Файнс (“Список Шиндлера”, “Телевикторина”, “Английский пациент”), когда учился в драматической школе и столкнулся с русской классикой. “Роман в стихах настолько ярок,— говорит актер, — что полностью захватил меня”. Он “заразил” любовью к русскому поэту свою сестру, режиссера Марту Файнс, и брата-композитора, Магнуса Файнса (в фильме звучит вальс “На сопках Маньчжурии”, венгерский чардаш и совсем нет музыки из дивной оперы Чайковского, но зато Ольга Ларина с Владимиром Ленским исполняют дуэтом советскую песню “Ой, цветет калина в поле у ручья. Парня молодого полюбила я...”). Семейная команда при подготовке к съемкам, побывала не только в обеих наших столицах, но посетила село Михайловское, изучила все переводы на английский язык великого “Евгения Онегина”, сделала собственную версию и даже переименовала некоторых героев. В результате родилась не экранизация романа, а самостоятельное произведение по мотивам русской классики — просто “Онегин” — как своеобразная версия красивой истории любви, как взгляд на Россию прошлого века. А с точки зрения образованного россиянина, учившего в школе наизусть целые главы, разбиравшего типичные черты представителей столичного и провинциального дворянства, характеристики Татьяны и “лишнего человека” Онегина — адаптированный и упрощенный перевод на общеевропейский киноязык классического произведения А.С.Пушкина.

И, по-видимому, именно задушевная песня И.Дунаевского из послевоенного фильма “Кубанские казаки” показалась режиссеру Марте Файнс близкой по духу и настроению семейству Лариных в ее первой картине. “Онегин” — режиссерский дебют Марты в полнометражном кино, хотя она очень хорошо известна как создатель музыкальных видеоклипов, короткометражек и коммерческой рекламы. К чести молодого режиссера, надо отметить, что роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” был перенесен на экран с большой любовью и полным отсутствием коммерческой выгоды.

Что касается главных героев пушкинского романа, то у каждого из нас — свой Онегин и своя, наша, Татьяна. Естественно, что у английской съемочной группы они тоже “свои”. Рэйф Файнс, изображая утомленного жизнью и приключениями Онегина, явно жалеет для своего Евгения яркие эмоции: его лицо, как бы застыло в маске равнодушия, которую лишь дважды за фильм снимает актер: после довольно жесткой сцены дуэли, над телом окровавленного Ленского, и во время финального прощания с Татьяной. Возможно, актер так видит своего Онегина, тем более что считает Евгения героем более европейским, чем, одетым “как лондонский денди”, русским.

Татьяна, в исполнении Лив Тайлор (“Ускользающая красота”, “Армагеддон”), впервые столкнулась с творчеством нашего великого поэта при подготовке к съемкам картины и “оказалась просто одержима Татьяной”. Она сыграла очень современную героиню, но в то же время, возможно, интуитивно, почувствовала в ней силу духа и твердость характера русской женщины.

Несколько странное впечатление оставляют декорации фильма — почти древнегреческие дворцы с огромными мраморными колонами (и внутри тоже), полы, покрытые такой же плиткой, пустые залы с огромными потолками и недостаток света даже на великосветском балу. Они как бы создают мрачную картину загнивающего и умирающего государства, которым после Отечественной войны 1812 года Россия, в общем-то, не являлась. Правда великолепно снимал всю эту “ускользающую красоту” прошлого на берегах Невы и возле английского “Шеппертона”, известный оператор-постановщик Реми Эдфарасин (“Английский пациент”, “Осторожно, двери закрываются!”, “Елизавета”).

Возможно, именно так видит нашу историю не только оператор, но и другие создатели фильма “Онегин”. Впрочем, фильм — самый типичный “малобюджетный” проект, на который у нас никогда бы не решились из-за величины фигуры Александра Сергеевича. А семья Файнсов, изучив творчество великого русского поэта, сделала фильм, полюбила своих и наших классических героев, что, конечно, достойно уважения. А что еще можно выдумать лучше?

Ирина МАЙОРОВА

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить