Владимир Покровский: Братьям быть вместе. - О Союзе России и Белоруссии

— 23 мая 1997 года был подписан Устав Союза Белоруссии и России. В каких областях наши отношения продвинулись вперед настолько, что можно без натяжки говорить именно о союзных отношениях?

— Прежде всего они реально продвинулись в социальной сфере. Мы практически полностью уравняли в правах наших граждан в получении образования, медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда и других социальных областях. Теперь ни белорусы в России, ни россияне в Белоруссии не чувствуют себя иностранной рабочей силой. Как белорусы, так и россияне могут сегодня получать образование во всех учебных заведениях на тех же условиях, что и местное население. Конечно, имеются определенные сбои в реализации этих прав. Однако все принципиальные решения уже приняты. Надеюсь, в ближайшее время удастся добиться заметных результатов по налаживанию именно союзных отношений в этой сфере.Очень важно, что нам удалось принять и в значительной степени реализовать программу синхронизации экономических реформ по основным направлениям, создать условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах границ Союза. Принято принципиальное решение о предоставлении хозяйствующим субъектам обеих стран национальных режимов.

Хотел бы подчеркнуть принципиальную важность принятия бюджета Союза на 1998 год, который в подавляющей своей части является бюджетом развития. 94 процента его идет на реализацию и поддержку совместных программ.Проведена огромная работа по созданию единой таможенной территории, включая обеспечение единства управления таможенным делом. С этой целью создан таможенный комитет Союза. И хотя имеется отставание с финансированием, тем не менее работа в этом направлении идет довольно интенсивно. Значительно унифицировано законодательство в таможенной сфере. В Белоруссии приняты практически идентичный с российским таможенный кодекс и все сопутствующие ему другие нормативные акты. И что самое главное: в ближайшее время этот кодекс начнет применяться.Что касается расхождений, то они наиболее явственны в области приватизации. Темпы и объемы ее в Белоруссии существенно отстают от российских. Однако наши белорусские коллеги считают, и во многих случаях справедливо, что нужно использовать российский опыт, избегая тех ошибок, которые были сделаны в России на начальном этапе приватизации.

Тем не менее в Белоруссии также произошли серьезные изменения в сфере собственности. В республике более 40 процентов активного населения занято в негосударственном секторе экономики.В процесс приватизации стали включаться крупные промышленные предприятия. Такие, как Могилевский металлургический завод, Гомельское производственное объединение “Коралл”, Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Эти предприятия уже акционированы. Недавно мы договорились, что будут выбраны еще несколько крупных объектов, к которым проявляет интерес российский капитал, и составлена специальная программа их приватизации.Союзные отношения установились и в такой важной сфере, имеющей прямое отношение к защите национальных интересов двух государств, как безопасность и оборона. Здесь подписаны многочисленные документы о сотрудничестве, закрепляющие наше единство.

— В настоящее время председателем Высшего совета Союза является президент Белоруссии Александр Лукашенко. Будет ли на новый срок избран Борис Ельцин?

— По уставу Союза президенты государств председательствуют в Высшем совете поочередно. Сейчас такую функцию выполняет Александр Лукашенко. Собственно возможности председателя Высшего совета достаточно ограничены. Самостоятельно он никаких решений не принимает. Решения Высшего совета принимаются по принципу “одна страна — один голос”. Президент России начнет выполнять функции председателя Высшего совета тогда, когда Высший совет примет соответствующее решение.

— Можно ли говорить, что конечной целью Союза является создание единого государства? Как к этому относятся в Белоруссии?

— Для простых граждан важно, может быть, не столько считать государство объединенным или не объединенным, сколько знать, что, приехав в другое государство, они будут обладать такими же правами, что и у себя на родине. Поэтому если эти проблемы решены, то для граждан, в общем-то, не имеет особого значения, объединенное это государство или же два различных государства, находящихся в Союзе. Отношение к этой проблеме в Белоруссии согласно опросу, проведенному в 1997 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и социологической службой “Общественное мнение Белоруссией”, следующее: в пользу слияния в единое государство высказались 59 процентов россиян (против — 16 процентов) и 46 процентов белорусов (против — 20 процентов). В апреле 1998 года, как показывают сравнительные данные опросов, сторонников полного слияния двух государств среди российских граждан стало больше. 75 процентов россиян, по данным другого опроса, проводившегося в нынешнем году Центром международных социологических исследований России, одобрили бы воссоединение России и Белоруссии в единый Союз.

— Как в исполкоме относятся к идее расширения Союза?

— Союз Белоруссии и России согласно договору и уставу, открыт для присоединения третьих государств. Все органы Союза приветствовали бы возможное расширение круга его участников. Подчеркивалось это и на последней, восьмой сессии парламентского собрания, где в качестве наблюдателей уже присутствовали представители Украины и Армении. Однако вступление в Союз — вопрос организационно сложный. Дело в том, что государство, изъявившее желание присоединиться к “двойке”, должно провести огромную подготовительную работу. Необходимо сравняться по социально-экономическим и другим показателям с государствами, которые уже являются членами Союза, обеспечить определенные параметры функционирования экономики, одинаковые права для граждан, подходы к социальному развитию и решению социальных проблем. Добиться идентификации и синхронизации экономических реформ и полной их единонаправленности. Принять огромную массу законодательных актов, таких, скажем, как Таможенный, Налоговый и Гражданский кодексы, которые как раз и способствуют реализации прав граждан, и юридических лиц, действующих на территории этого государства. Следует ввести большое количество ведомственных нормативно-правовых актов. Лишь тогда страна-кандидат может быть принята в Союз. То есть это процедура, требующая определенного терпения, настойчивости и огромной кропотливой работы непосредственно в том государстве, которое добровольно (это тоже требование наших уставных документов) решило войти в состав Союза.

Беседовал Владимир СЕМИРЯГА.

Автор Владимир Семиряга
Владимир Семиряга — военный журналист, эксперт по вопросам безопасности и аналитик, внештатный корреспондент Правды. Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить