Мусор из Коми в обмен на Татарстанскую водку

Вахитовский райсуд Казани поставил точку в скандальном деле о поставке в Татарстан 20 тысяч тонн... мусора вместо угля. Республиканская казна потеряла на этом 6,4 миллиона рублей. Виновным в мошенничестве суд признал коммерсанта из республики Коми Николая Яскина и приговорил его к 5 годам лишения свободы.

Никто из должностных лиц, подписавших в свое время этот исторический договор поставки, не разделил с Яскиным скамью подсудимых. Следствию не удалось доказать корыстную заинтересованность чиновников в «угольной» сделке. Лишь некоторые должностные лица потеряли свои портфели, в их числе гендиректор ГУП «Татлестоппром» Валерий Скороходкин.

Скандал разразился летом 2000 года. Яскина, в прошлом шахтера-проходчика, сколотившего небольшой капиталец на продаже овощей, коммерческая судьба занесла в наш богатый край. Он предложил ГУП «Татлестоппром» обменять водку и дизтопливо на уголь. Кроме ГУП в сделке приняли участие Казанская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и ЧП Аникиенко из Инты.

Расчет Яскина был прост: «уголь» поступит в республику летом. А кому придет в голову топить печи в жару? Составы мусора шли через всю страну и превращались в РТ в жидкое «золото». Республика не поскупилась: целевым кредитом на приобретение тысяч тонн угля выделила более чем на 3 миллиона рублей водки, которая мгновенно «разлилась» по России. Яскин успел пристроить ее в Сыктывкар и Ростовскую область. (Любопытно, что налоговая полиция Ростова тут же наложила арест на всю партию, но почему-то до сих пор не торопится возвращать ее в Татарстан.)

Что касается угля, то простые работяги сразу распознали некондицию — горная порода из закрытой шахты «Глубокая» Интинского угольного бассейна даже отдаленно не напоминала уголь. Сельчане ругали правительство на чем свет стоит. А «уголь» разошелся по республике: в Тетюшском, Спасском, Рыбнослободском районах выросли горы, которые вскоре... проросли травой.

Предварительное и судебное следствие по делу шло почти год. И вот, наконец, суд вынес свое решение. Но деньги в казну вряд ли вернутся. Подсудимому нечем возместить ущерб. Как говорится в представлении, направленном следственным управлением при МВД республики в департамент по транспорту при кабмине: «...Никем из руководства госструктур не было принято во внимание финансовое положение участвующего в деле частного предпринимателя, не имевшего никаких материальных ресурсов на случай срыва сделок. Для обеспечения возможного в будущем ущерба».

Юлия Андреева

«Вечерняя Казань»

Обсудить