Российские оборонщики возмущены отлучением… от государства

Ну, то, что церковь у нас от государства отделяли – это понятно. Сейчас ее как бы обратно пристегнули, и плох стал тот чиновник, который прилюдно в храм дорожку не торит и о «небесных делах» при руководстве не глаголит. Однако будем, так сказать, к земному поближе: в те же самые годы, когда церковь присоединяли, любимое государство «де факто» отделилось от святая святых этого самого себя, от могучей некогда оборонной промышленности.

 

 О гигантских долгах этой отрасли уже столько писано-говорено… Российским оборонщикам еще в середине 90-х наверняка обрыдло стоять в пикетах, устраивать многотысячные митинги протеста, тащить на них телевизионщиков и газетчиков, дабы всей стране на безденежную житуху пожалиться. И, похоже, поумневшие от безденежья оборонщики неплохо просекли в последние годы аксиому постперестроечной России: иная грамотно составленная бумага, в нужное время, в нужном месте поданная кому надо, может сделать больше, чем митинги протеста. В эти дни депутаты сразу двух комитетов Государственной Думы - по Северу и по обороне - ломают голову над весьма жестким письмом из профсоюзного комитета судоремонтного предприятия «Звездочка» (на этой военной верфи проходят плановый ремонт боевые атомоходы Северного флота).

 

 Сейчас там заканчивается ремонт атомной подводной лодки с баллистическими ракетами «Екатеринбург» (на снимке – ее недавний вывод из ремонтного эллинга «Звездочки»). Помнится, президент В.В. Путин, посетив такую же АПЛ проекта 667БДРМ, отметил, что «в ближайшие годы такие корабли будут основной составляющей ядерных сил морского базирования». Ситуация с ремонтом атомарины «Екатеринбург» сейчас такова: все работы выполняются с высочайшим качеством, однако значительную часть из них завод оплачивает, так сказать, из своего кармана - «благотворительно». Там же, в Северодвинске, есть еще более красноречивый пример «отделения государства от оборонки»: минобороны до сих пор должно северодвинскому Севмашпредприятию аж полмиллиарда (!) за построенную там АПЛ «Гепард», которая уже полгода бороздит моря-океаны в боевом составе Северного флота. Помнится, несколько лет назад тогдашний премьер Владимир Путин, (аккурат за три месяца до неожиданно свалившегося на него президентства) с помпой, под оркестр перерезал красную ленточку при выводе «Гепарда» из эллинга Севмашпредприятия.

 

 Так вот: военные корабелы обратились в парламент, (цитирую), «за помощью и поддержкой в связи с проблемами, создаваемыми руководством ВМФ РФ при формировании расходов на оплату труда для ценообразования по гособоронзаказу». Суть проблемы такова: решением главкома ВМФ Владимира Куроедова № 719/4/1347 от 30 апреля 2002 года заказывающим управлениям ВМФ и военным представительствам Минобороны рекомендовано установить предельный размер расходов на оплату труда при формировании месячного норматива ценообразования на оборонную продукцию на 2002 год не выше 4500 рублей.

 

 В минувшем году такой норматив составлял три с половиной тысячи. Ситуация парадоксальна: получается, что всем рабочим и инженерам, занятым, скажем, на ремонте «Екатеринбурга» или строительстве «Гепарда», предприятия Государственного Российского Центра Атомного Судостроения (ГРЦАС), работающие на гособоронзаказ, доплачивают свыше указанной нормы из своего собственного заводского кармана! Труд-то высококвалифицированный, должен хорошо оплачиваться, а государство больше не дает… Между прочим, средняя зарплата на предприятиях ГРЦАС даже с «собственными доплатами» составила в апреле 2002 года от 3394 до 4813 рублей. Куда уж меньше по нынешней дороговизне и инфляции…

 

 «По сути, идет кредитование Министерства обороны предприятиями ГРЦАС за счет заработной платы работников, – говорится в обращении военных корабелов в Госдуму. - Кроме того, в процессе ценообразования на оборонную продукцию абсолютно не учитывается регион расположения предприятий. Следовательно, выплаты, установленные законодательно северным коэффициентом и процентными надбавками, не несут никакой социальной направленности, поскольку установленный Главкомом ВМФ предельный размер расходов на оплату труда их не учитывает».

 

 По мнению одного из авторов нашумевшего обращения корабелов в госдуму, председателя профкома «Звездочки» Михаила Гмырина, руководство ВМФ, кроме размеров зарплаты оборонщиков, не учитывает также кучу и других «накладных» производственно-экономических факторов, например: необходимость затрат на восполнение оборотных средств, техническое перевооружение, поддержание основных фондов и так далее. Может быть, потому, что «де-факто» заказчик вооружений, то бишь государство в лице Минобороны, никакой ответственности за состояние оборонных предприятий, простите, вообще не несет?

 

  Виталий БРАТКОВ,

 «ПРАВДА.Ру»

Обсудить