КОНФЛИКТНАЯ ЗОНА. Крупный бизнес рвется к "экспортным окнам"

Северо-Западный регион России считается ключевым узлом экспортно-импортных перевозок. Это объясняется наличием общей границы с Европейским Союзом, близостью к самым развитым районам страны и достаточно полноценной транспортной системой. За последние два года Министерство транспорта РФ озвучило несколько основных направлений развития транспортной инфрастуктуры на Северо-Западе. Это и глобальные проекты по созданию транспортных узлов (Мурманский, Балтийский), и менее масштабные, но не менее значимые проекты по развитию портовых мощностей.

"ЭКСПОРТНЫЕ ОКНА"

Наиболее крупные проекты по наращиванию портовых мощностей на Северо-Западе связаны с экспортом нефти и нефтепродуктов, а также угля и металла. Компании, которые имеют "экспортные окна" на море, стараются их расширить, остальные — построить. Сегодня определились две тенденции в развитии портов Северо-Запада России.

Во-первых, государство ведет политику по переводу транспортных потоков из Прибалтики в российские порты. Достигается это посредством регулирования тарифной политики и уже вызвало приток грузов в отечественные порты.

Вследствие чего — и это вторая тенденция — владельцы портов вынуждены либо наращивать мощности, либо строить и реконструировать старые порты.
Морские грузоперевозки относятся к числу наиболее прибыльных отраслей отечественной экономики. По статистике, общий объем перевозок внешнеторговых грузов через российские морские порты в 2002 году составил около 260 миллионов тонн (прирост за год — 27,7 процента). Именно поэтому с конца 2001 года активный интерес к портовым комплексам стали проявлять крупные российские финансово-промышленные группы (ФПГ). Интерес к портам понятен. Во-первых, сама по себе перевалка грузов приносит неплохие дивиденды (рентабельность порта Новороссийск варьируется от 40 до 50 процентов, Петербурга — 15-20 процентов, Мурманска — 18-20 процентов).

Во-вторых, чтобы контролировать потоки собственного экспорта (нефть, металл, удобрения, уголь), для олигархов стратегически важно контролировать морские ворота России.

Два минувших года стали периодом массовой скупки акций крупных портов частными промышленными структурами. Богатые собственники — "Северсталь", "ЕвразХолдинг", "Норильский никель", Магнитка, "ЛУКОЙЛ" - появились у портов Петербурга, Архангельска, Владивостока, Находки, Мурманска. Только после передела собственности исполнительная власть вплотную занялась реформированием системы управления портами, идея которого сводится к концентрации управленческих функций и финансовых потоков в одних руках.

Для этого создано федеральное государственное предприятие "Росморпорт", которое будет управлять госимуществом (гидротехнические сооружения) в морских портах РФ и концентрировать все портовые сборы. До создания "Росморпорта" эти функции находились в ведении морских администраций порта (МАП), которые в будущем также будут реорганизованы. Годовой оборот госкомпании может составить 150 миллионов долларов. Эксперты уверены, что порты России остаются конфликтной зоной, и перераспределение собственности продолжится, но без того накала страстей, который был характерен для "передела" двух прошедших лет.

Дело в том, что самые большие и глубоководные порты на сегодняшний день уже разобраны. Но, несмотря на общее затишье, конфликты за собственность все-таки вспыхивают, и не только в портах "второго эшелона".

"УГОЛЬНЫЕ" СОБСТВЕННИКИ

Например, в начале мая нынешнего года совет директоров Мурманского морского торгового порта (ММТП) выступил с неожиданным предложением. В повестку дня годового собрания акционеров был включен отнюдь не рядовой вопрос: "о досрочном прекращении полномочий генерального директора Мурманского морского порта" Валерия Никулина.

Попытками смены власти в стабильно работающих компаниях, наверное, уже никого не удивишь. Получение контроля над прибыльными предприятиями стало одной из многочисленных сфер бизнеса. Известно достаточно много легальных способов отъема бизнеса или передела собственности. Один из них — смена генерального директора при проведении очередного или внеочередного собрания акционеров. Именно по такому сценарию должны были развиваться события при проведении годового собрания акционеров ОАО "Мурманский морской торговый порт".

Вопрос о смене генерального директора порта был инициирован новыми собственниками порта — компанией "РусИнкор".

Напомним, в январе прошлого года Мурманский торговый порт пережил первую смену собственника. Тогда Российский фонд федерального имущества (РФФИ) выставил на аукцион государственный пакет акций в размере 22 процентов уставного капитала предприятия.

25 января 2002 года были подведены итоги аукциона РФФИ: все акции порта были проданы практически по стартовой цене. От продажи Мурманского морского порта РФФИ (то есть государство) выручило 282,1 миллиона рублей.
По официальному сообщению фонда, акции Мурманского порта купили два частных лица и три компании.

По неофициальным данным, 22-процентный пакет акций ОАО "Мурманский морской торговый порт" приобрел "ЛУКОЙЛ", у которого фактически не оказалось конкурентов. Два других реальных претендента на пакет акций — "Норильский никель" и группа МДМ — в последний момент отказались от участия в аукционе.

В июне прошлого года генеральный директор торгового порта Валерий Никулин заявил журналисту "Курьера" о том, что после того, как представители компании "ЛУКОЙЛ" вошли в состав совета директоров предприятия, никаких революционных преобразований в порту не произошло.

"И хотя, — отметил Валерий Никулин, — у нас были опасения в связи с продажей государственного пакета акций порта, сейчас ситуация стабилизировалась. Лишним тому доказательством стало собрание акционеров, которое состоялось 21 мая 2002 года. На нем были окончательно расставлены все точки над "i". Из девяти членов совета директоров порта пять — представители государства, три члена совета директоров представляют "ЛУКОЙЛ" и один член совета директоров представляет интересы ОАО "Апатит".

Казалось, отношения между владельцами Мурманского торгового порта стабилизировались еще в прошлом году, однако к маю 2003 года у мурманского порта вновь появились новые собственники. Как выяснилось, несколько месяцев назад "ЛУКОЙЛ" перепродал акции порта своим близким структурам, в частности, финансово-промышленной группе "РусИнкор". В сфере влияния последней находится несколько кузбасских шахт.

Таким образом, дочерняя компания московской ФПГ "РусИнкор" официально вошла в число новых собственников.

Сама по себе "дочка" интереса не вызывает, а "материнская" компания засветилась в "угольном бизнесе". Например, компания владеет 65 процентами акций Кемеровского предприятия "Киселевскуголь". По заявлению руководства "РусИнкора", ее интересует вся цепочка угольного бизнеса — от добычи до поставок сырья. Естественно, что приобретение акций Мурманского торгового порта вполне укладывается в идею создания угольной цепочки. Ведь основной грузопоток в ММТП обеспечивает именно уголь.

Вполне понятно, что новый собственник захотел видеть в Мурманском порту подконтрольного генерального директора, и именно поэтому в повестку дня годового собрания акционеров был включен вопрос о досрочном прекращении полномочий Валерия Никулина. Скандала, однако, не получилось. Подавляющим большинством голосов (99,8 процента) полномочия руководителя акционерного общества ММТП продлены на год. Таким образом, стратегически важным и для страны, и для региона объектом — незамерзающим морским торговым портом — будет руководить человек, устраивающий собственника, который владеет наибольшей долей уставного капитала ММТП (на сегодняшний день это государство).

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Среди приоритетных направлений развития порта значится увеличение перевалки угля. Это в принципе отвечает интересам не только государства, но и одного из новых собственников — компании "РусИнкор". Поэтому в 2003 году руководство ММТП по-прежнему делает ставку на увеличение объемов перевалки угля, являющегося основным в грузообороте компании. О перспективах работы Мурманского торгового порта "Курьеру" рассказал генеральный директор предприятия Валерий Никулин.

- Валерий Викторович, вы знали о том, что среди вопросов годового собрания акционеров значится вопрос о досрочном прекращении ваших полномочий. Как вы отреагировали на такие шаги нового собственника?

- Спокойно. Я знал, с какими итогами Мурманский морской торговый порт подошел к годовому собранию акционеров, знал результаты нашей работы. Они должны были устроить и государство, и нового собственника, и остальных акционеров. По итогам 2002 года порт переработал 9,3 миллиона тонн грузов. Это, конечно, не рекордные показатели, какие были у нас в 2001 году. Тем не менее балансовая прибыль ОАО "Мурманский морской торговый порт" за 2002 год выросла по сравнению с предыдущим на 19,6 миллиона рублей. Доходы предприятия выросли на 15,5 процента, а расходы, не зависящие от ММТП, — на 27 процентов. Средняя заработная плата в порту по сравнению с 2001 годом выросла на 22,7 процента и составляет сейчас 17 тысяч 199 рублей. Основные статьи расходов из чистой прибыли распределены в следующей пропорции: резервный фонд — 22,08 процента, новое строительство, модернизация и реконструкция — 32,5 процента, приобретение оборудования — 36,4 процента.

- Почему в таком случае у нового собственника возникла идея о прекращении ваших полномочий?

- Наверное, этот вопрос нужно задавать не мне. Однако замечу, что в голосовании по этому вопросу приняли участие всего две-три акции. Подавляющее большинство членов совета директоров (99,8 процента) проголосовали за то, чтобы я и в дальнейшем исполнял свои обязанности.

- В своем докладе "О социально-экономической ситуации в Мурманской области" губернатор Юрий Евдокимов отметил, что "увеличить транспортные потоки через Мурманский морской торговый порт (а весь груз завозится и вывозится железнодорожным транспортом) можно будет только после реконструкции железнодорожной станции Мурманск". Насколько эта проблема для вас актуальна?

- Начнем с того, что губернатор не первым заявил об этой проблеме. Еще во время визита в Мурманскую область премьер-министра РФ Михаила Касьянова глава российского правительства заявил о необходимости модернизации Мурманского морского торгового порта в рамках создания Мурманского транспортного узла. Модернизацию действительно нужно проводить — сейчас это уже всем понятно. Железнодорожная станция Мурманск действительно не удовлетворяет потребности порта и не имеет резервов пропускной способности. В 2001 году порт заключил с институтом "Ленгипротранс"" договор на разработку проектных предложений по реконструкции станции Мурманск. Сейчас работа выполнена. Специалисты просчитали, что ориентировочная стоимость строительства по предлагаемым проектным решениям составляет 21,7 миллиона долларов США. Но это не единственная проблема, с которой столкнулся Мурманский торговый порт. Нам нужно не только модернизировать подъездные пути, но и расширять акваторию порта в сторону Лавны. А это уже сложнее. Нам предстоит договариваться с Северным флотом.

- Каковы ваши прогнозы по проведению модернизации?

- В рамках расширения акватории и договоренностей с Северным флотом — прогноз более или менее благоприятный. А вот с железнодорожниками придется немного подождать. Пока транспортники более озабочены своей судьбой в рамках предстоящего реформирования железнодорожной отрасли в целом. Мы же пока заняты модернизацией и реконструкцией непосредственно портовых причалов. Например, сейчас перевозчиками угля все в большей степени становится востребованной транспортировка сырья на сухогрузах дедвейтом не меньше 60-70 тысяч тонн (суда класса "панамакс"). Причина в том, что цены на фрахтовом рынке поползли вверх и перевозить груз судами меньшего тоннажа становится невыгодно. Поэтому, несмотря на то, что в Мурманском порту уже есть три глубоководных причала, к октябрю 2003 года чуть в отдалении от действующего — четвертого — причала будет построен так называемый пал (площадка десять на десять метров). Она позволит без проведения работ по углублению дна принимать суда класса "панамакс". После постройки "пала" пропускная способность причала увеличится, что впоследствии позволит порту почти на миллион тонн в год увеличить грузопоток угля. Таким образом, Мурманский торговый порт при оптимистичном сценарии развития сможет переваливать в ближайшие годы до 7 миллионов тонн угля при предложении 16 миллионов тонн. В планах администрации порта — начало строительства экологически чистой площадки для разгрузки вагонов с углем и доставка угля транспортерными лентами непосредственно к причалам.

- Валерий Викторович, в последнее время о своих амбициях на перевалку грузов по трассам Северного морского пути, в первую очередь речь идет о вывозе нефти, все громче заявляет Архангельский морской торговый порт. На ваш взгляд, с чем связаны такие заявления?

- По поводу амбиций архангелогородцев могу сказать следующее. Сейчас на трассы Северного морского пути готовится выйти атомный лихтеровоз "Севморпуть", его длина составляет 263 метра, осадка судна около 8 метров. При таких параметрах он даже не сможет войти в Архангельский порт. И еще приведу одну цифру: грузооборот Мурманского торгового порта в прошлом году составил 9,3 миллиона тонн, а Архангельского — едва превысил миллион. Мне кажется, комментарии излишни.

ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ

При таком раскладе становится очевидным, что Мурманский морской торговый порт станет центральным звеном транспортного узла региона. Правительство РФ даже определило срок, к которому нужно успеть провести модернизацию и переоборудование. Как заявил глава правительства РФ Михаил Касьянов, к 2015 году Мурманский порт должен обрести инфраструктуру, позволяющую использовать его не только для экспортных нужд России, но и как перевалочную базу для других стран мира. Финансировать развитие этой инфраструктуры будет государство. По словам Касьянова, портовая инфраструктура будет находиться в федеральной или муниципальной собственности и предоставлять услуги частному бизнесу. Кстати, в институте "Ленморниипроект" уже близок к завершению проект, который выполняется по решению Правительства РФ — это Мурманский транспортный узел. В его состав входит развитие ныне действующего порта и строительство современных специализированных комплексов для экспорта нефтепродуктов, нефти и угля. Он будет представлять собой современный транспортно-технологический портовый комплекс, в котором гармонично увязаны мощности всех видов транспорта: морского, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного.

СПРАВКА "КУРЬЕРА"

По данным информационной системы "СКРИН" (система комплексного раскрытия информации и новостей), в 2003 году уставный капитал ММТП поделен следующим образом: 38 процентов в уставном капитале принадлежит Министерству имущественных отношений (государство), ЗАО "Агросфера" имеет 15,59 процента от уставного капитала. Далее значатся более мелкие собственники — ООО "Балаковские минеральные удобрения" (входит в состав холдинга "Фосагро" - 6,65 процента), Центральная компания финансово-промышленной группы "РусИнкор" - ООО "РусИнкор" (6,39 процента). В руках компании "APATIT FERTILIZERS S. A." сосредоточено 6,02 процента уставного капитала.

Екатерина ИВАНОВА
Норд-Вест Курьер

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить